«Мошенники втираются в доверие к водителю»: на Урале участились случаи хищения грузов
В Челябинской области стали чаще обманывать грузоперевозчиков – об этом сообщает челябинское управление МВД. Схема, которой пользуются аферисты, не нова, но эффективна.
О неприятной истории, произошедшей с одной из челябинских транспортных компаний, журналистам «Российской газеты» рассказали в управлении областного МВД. Местный перевозчик получил заказ на доставку груза в Московскую область, дистанционно заключил договор и принял предоплату. Водитель-дальнобойщик забрал груз и отправился в путь.
Вскоре он связался с руководством и сообщил, что груз доставлен, причем значительно раньше ожидаемой даты. Настороженный перевозчик связался с грузополучателем, чтобы узнать, все ли в порядке, и выяснил, что до места выгрузки груз так и не доехал.
Оказалось, что в пути с водителем связался мошенник, который выдал себя за сотрудника компании-грузоотправителя и сообщил, что планы изменились, а груз необходимо доставить в другое место. Злоумышленник был осведомлен о деталях перевозки, недоступных посторонним, поэтому дальнобойщик без сомнений выполнил его просьбу, разгрузившись в указанном месте. Оттуда груз забрала другая машина.
Представители транспортной компании обратились к правоохранителям; было возбуждено уголовное дело.
— Отрабатываются несколько версий. Выясняется возможная причастность к преступлению сотрудников грузоотправителя и транспортной компании. К сожалению, этот случай, не единичный. Более того, в последнее время преступления подобной направленности заметно участились, и совершаются они по похожему сценарию: отправляясь из пункта «А», фура с грузом не доезжает до пункта «Б», а разгружается в пункте «С». Далее следы товара теряются, аферисты реализуют его удобным способом, – цитирует «Российская Газета» заместителя начальника управления уголовного розыска МВД по Челябинской области Дениса Ершова.
По словам правоохранителей, в подобных схемах зачастую совершаются организованными группами мошенников. Одни могут добывать информацию о грузе и контрагентах, вторые – совершать хищение груза, третьи – заниматься его реализацией.
Однако технически подобное преступление можно совершить и в одиночку – прецеденты встречались. Злоумышленник может позвонить в транспортную компанию, представившись сотрудником фирмы-грузоотправителя, и попросить номер телефона водителя для проверки или уточнения каких-либо данных. Затем он может связаться с водителем, представиться сотрудником организации-грузополучателя и попросить доставить груз в другое место. После этого преступник нанимает местного частника, в машину которого и будет перегружен украденный груз.
Мошенник может даже реализовать груз, не выходя из дома: к примеру, созвониться с пунктом приёма металла, попросить перевести деньги за принятый лом на карту и рассчитаться наличными с водителем.
Правоохранители предупреждают: схемы могут быть разными, но во всех выявленных случаях мошенников объединяло одно – они превосходно ориентировались в сфере грузоперевозок. Аферисты хорошо разбираются в особенностях документооборота, говорят с водителями на одном языке, втираются к ним в доверие, не вызывая подозрений.
В качестве мер профилактики сотрудники МВД рекомендуют перевозчикам провести инструктаж среди водителей и отслеживать местонахождение машин с помощью телематики. Заказчики транспортных услуг, в свою очередь, могут выбирать перевозчиков, машины которых оснащены оборудованием для спутникового мониторинга.