«Штрафы остаются в силе»: эксперт рассказал о новых требованиях к тахографам
Запутанность – это, пожалуй, главная особенность российского тахографического законодательства. Разобраться в приказах, техрегламентах и федеральных законах непросто даже юристу, чего уж говорить о перевозчиках.
Неудивительно, что предприниматели трактуют эти требования по-разному. Главный камень преткновения – блок СКЗИ, которым, как гласит 36 приказ Минтранса, должны быть оснащены тахографы, использующиеся внутри России. Многие перевозчики уверены: требования этого приказа носят лишь рекомендательный характер. Сотрудники ГИБДД зачастую с ними не соглашаются и выписывают штрафы – за отсутствие устройства установленного образца. Но в преддверии 1 ноября в сети появилась информация о том, что из новой редакции КоАП штрафы за «неправильные» тахографы исчезнут и требования к ним таким образом будут смягчены.
Кто же прав и какие тахографы можно использовать? Ответить на актуальный теперь уже для всех без исключения перевозчиков вопрос мы попросили директора компании «Южные Технологии», Вальпа Максима Олеговича.
Правда ли, что 36 приказ носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению?
— Нет. Противоречиями в законодательстве пользуются недобросовестные предприниматели, которые не хотят рисковать и тратить деньги на оформление легальной тахографической мастерской. Они вводят людей в заблуждение, ловко манипулируя разными фразами из законов. На самом деле, в России осталось два законных пути, которые не противоречат друг другу. Либо ставить тахограф с блоком СКЗИ, но при этом перемещаться только внутри РФ, либо ставить контрольное устройство (тоже тахограф, но без блока СКЗИ), отвечающее требованиям ЕСТР для выезда за границу, в первую очередь в страны Евросоюза.
Некоторые предприниматели склоняют людей к тому, что ставить контрольное устройство без СКЗИ лучше и выгоднее. Но тогда вы должны хотя бы раз в год пересекать границу РФ, иметь обученного водителя-международника, получить карточку МАП и регулярно продлевать её, установить в коробку передач специальный (тоже, кстати, криптозащищенный) датчик КИТАС, делать калибровку тахографа раз в два года.
Иными словами – следовать более жестким правилам к режиму труда и отдыха, которые прописаны законодательством Евросоюза.
В итоге этот путь как минимум такой же затратный по деньгам, как и путь с установкой тахографа СКЗИ. Только сверху добавляется куча потраченного времени на различные бюрократические проволочки.
Действительно ли закон теперь не требует наличия тахографа с блоком СКЗИ?
— С 1 ноября вступает в силу новая редакция КоАП. В соответствии с ней административным правонарушением является:
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства»
Как видно из текста статьи, предусмотрена ответственность как за отсутствие тахографа, так и за нарушение установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к их использованию. Если отсутствие тахографа выявить несложно, то что такое нарушение требований к использованию тахографа? Вот тут у многих возникает вопрос.
Законодатель такой формулировкой дал совершенно однозначную отсылку к двум документам: соглашению ЕСТР для международных и 36 приказу Минтранса для внутрироссийских перевозок.
Это значит, что несмотря на существенные изменения в законодательстве и появление новых требований к тахографам для физлиц, ни о какой отмене ответственности за использование ненадлежащего оборудования говорить не приходится. Штрафы остаются в силе.
Могут ли перевозчики, оформившие карту МАП, ездить без СКЗИ?
— Те, кто действительно выполняет рейсы за пределы РФ, продолжат использовать контрольные устройства по требованиям ЕСТР: это оправдано и обосновано.
При этом следует помнить, что у международного перевозчика должна быть оформлена МАП на осуществление коммерческих перевозок и карты на ТС на осуществление коммерческих перевозок к свидетельству МАП. А также должен быть штат обученных водителей.
Из-за того, что перевозчики начинают использовать МАП в целях обмана государства, уже появляются инициативы об изменении порядка получения свидетельства.
Это может привести к тому, что автоперевозчики, которые в этом году поставят контрольное устройство по требованиям ЕСТР и получат карту МАП, через 1-3 года будут обязаны заменить это устройство на тахограф с блоком СКЗИ.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.