Первый и единственный. Как сложилась судьба КАМАЗа повышенной комфортности
Экспериментальные автомобили, не добравшиеся до серийного производства, обычно заканчивают свой век в музеях или на закрытых заводских стоянках. Но не КАМАЗ-54112М: этот тягач с жилым модулем уже четверть века колесит по России, перевозя грузы .
Владельцы американских капотных грузовиков любят свои машины за комфортабельные жилые модули, которые иногда сравнивают с квартирами-студиями. Европейские бескапотники таких удобств лишены из-за габаритных ограничений.
В середине девяностых компания РИАТ, занимающаяся разработкой и изготовлением грузовиков и специализированной техники, решила бросить вызов «американцам». Так появился КАМАЗ-54112М: модернизированный бескапотный тягач с жилым модулем на базе зарекомендовавшего себя шасси 54112.
Грузовик предлагал водителю практически все возможные удобства. Газовая плита, умывальник с горячей и холодной водой, телевизор, большое количество всевозможных полок и ящиков – и, конечно, удобный спальник. Одна из кроватей при необходимости трансформировалась в кресла и кухонный стол.
Судя по публикациям в прессе тех времён, РИАТ был оснащен камазовским турбодизелем и родной механической коробкой передач. КАМАЗ-54112М, как и американские тягачи с похожими габаритами, мог возить стандартные прицепы, не выходя за рамки действующих в России ограничений и отлично подходил для длительных рейсов внутри страны.
В 1995 году изготовленный в единственном экземпляре грузовик стал звездой Московского автосалона, проходившего в ВДНХ.
Необычным КАМАЗом заинтересовался Борис Ельцин. Он осмотрел машину изнутри и снаружи: судя по воспоминаниям очевидцев, президент остался доволен.
Машина приглянулась и другому посетителю выставки – руководителю и тренеру команды «Металлург автоспорт» Владимиру Валерьевичу Федянину. Его подопечным, спортсменам-автогонщикам, приходилось много ездить по стране. Просторный жилой модуль позволил бы водителям ездить на соревнования вместе со своими гоночными автомобилями – упускать такую возможность было нельзя!
Команду «Металлург-автоспорт» спонсировал Западно-Сибирский Металлургический Комбинат. Тренеру удалось договориться с владельцами тягача и руководством комбината о бартере: РИАТ получил большую партию металла и взамен передал спортсменам необычную машину.
Мы побеседовали с ветераном автомобильного спорта и узнали, как КАМАЗ-54112М помогал его команде участвовать в соревнованиях.
— Грузовик нам очень нравился, – вспоминает Владимир Федянин. – Сзади кунг, в нём четыре спальных места, но мы ездили впятером и даже вшестером. В кунге была двухконфорочная газовая плита, стояло автономное отопление. Телевизор, видик, музыка, шкафы для одежды – всё было! Даже посуда была, вилки да ложки. Здорово и очень удобно.
Спортсмены присоединили к тягачу прицеп на семь машин и начали ездить на соревнования. Для увеличения дальности хода поставили дополнительный топливный бак – теперь в машину можно было залить более тонны солярки.
— В дальних рейсах он себя отлично показал. Мы ездили далеко, по всей России, от Улан-Удэ до Владивостока, на Ленинград, в Веселовку (Таманский полуостров), в Геленджик и в Сочи. Чемпионат России начинался в апреле, и командировки у нас были по восемь месяцев! – вспоминает тренер «Металлург-автоспорт».
С машиной у ветерана автомобильного спорта связано множество воспоминаний. Иногда спортсмены попадали в опасные ситуации.
— Спускаемся как-то по Уралу к Юрюзани, а водила взял и на нейтралку поставил. Грузовик как начал разгоняться! Стрелка за 120. Водила включил пятую передачу, слышим щелчки – клапана полетели. Он по тормозам, а те как начали гореть! Вся гора в дыму была. Снизу – левый поворот, за ним мост, а потом подъем в гору и пост ГАИ. Мы сигналим, гаишники нас видят, всех на обочины разгоняют.
Водила из кабины выпрыгивать собрался! Я его за шкирку схватил, ведь сзади прицеп 14-метровый, под колеса попадет, а второй рукой сам рулю.
Начали подниматься в гору, кое-как остановились, дальнобойщики помогли, откатники кинули под колёса. Часа три ждали, пока колодки остынут. Подняли кабину – три головки сгорело! По всему Уралу их потом искали.
Но хороших воспоминаний, связанных с необычным КАМАЗом, гораздо больше:
— С нами часто ездил Витёк, наш механик. Он любил готовить и прямо в кунге, на газу жарил пельмени, варил лапшу, делал тушенку с картошкой. Такой запах стоял! Как-то раз приехали в Веселовку (Краснодарский край) и увязли в песке. А у нас с собой было пять палок варёной колбасы. Мы решили их закопать, чтоб не пропали. Потом нашли трактор, вытащили машину, а колбасу найти не смогли. Мы прожили там месяц, все перекопали – но так и не нашли: как сквозь землю провалилась!
После соревнований мы собирались рядом с машиной, откидывали борты прицепа, натягивали тент метра в четыре шириной. Ставили большой стол, две скамейки, другие гонщики свои столы приносили – собиралось человек по 60! Так и сидели до утра: пели песни, жгли костёр.
Впечатления о машине у Владимира Федянина остались самые положительные. Она служила его команде верой и правдой, а незначительные неполадки, которые возникали во время эксплуатации, были обусловлены водительской безалаберностью.
Но в 2008 году у «Металлург-автоспорт» возникли финансовые трудности: руководство меткомбината отказалось спонсировать проведение соревнований. Для проведения очередного автокросса руководство клуба было вынуждено занимать деньги. Спонсоры обещали помочь, но обещание не сдержали – и необычный тягач пришлось отдать в счет долга.
К счастью, на этом история большегруза не заканчивается. Неизвестно, кто владеет машиной сейчас, но сообщается, что она до сих пор возит грузы по российским дорогам: КАМАЗ-54112 РИАТ часто видят в Томске.
В апреле этого года автор YouTube-канала «Дальнобой в другом формате» обнаружил тягач стоящим у пандуса на территории расположенного в Томске промпредприятия. Мужчина снял грузовик на видео. Собеседник видеоблогера рассказал, что машина некоторое время выполняла рейсы на коротком плече, а сейчас работает по городу и его окрестностям. В комментариях пользователи отмечают, что часто видят машину на площадке Томского нефтехимического комбината.
До серийного производства КАМАЗ-54112М так и не дошел: РИАТ в те времена просто не обладал достаточными производственными мощностями. В тяжелом положении находился и Камский автозавод, столкнувшийся с большими финансовыми трудностями после пожара, фактически уничтожившего завод двигателей в апреле 1993 года. Машина, которая до сих пор работает в Сибири, является первой и единственной в своем роде.