Перед законом все равны?
Когда перед законом все равны, но кто-то чуть равнее? Тогда, когда путем нехитрых, вполне законных переоформлений документов часть ответственных становится частью безответственной. Как же так получается?
О безопасности на дорогах и необходимости контроля за режимом труда и отдыха водителей рассуждает президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр» Александр Борисович Архангельский.
Есть транспорт, который представляет объективно наибольшую опасность на дорогах. Это тяжелые грузовые автомобили, это пассажирские автобусы. Это весь тот транспорт, участие которого в аварии с наибольшей вероятностью повлечет серьезные последствия для жизни и здоровья всех участников дорожного движения.
Когда за состоянием шин не следит владелец и водитель легкового автомобиля, он зачастую рискует только собственным здоровьем. Но когда такое позволяет себе владелец большегруза – риск увеличивается в геометрической прогрессии.
У нас есть целый закон, посвященный безопасности дорожного движения, который обговаривает много важных для безопасности вещей. Начиная с требований к техническому состоянию транспортных средств, состоянию дорог и наличия объектов сервиса и заканчивая правами и обязанностями участников дорожного движения. И этот закон до недавнего времени никаким образом не регулировал обязанность физических лиц, владельцев транспорта в части обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанности распространялись только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Получалось, что два одинаковых грузовика, стоящих на одном перекрестке, но имеющих различные записи в строке о праве собственности, имели разные обязанности в отношении обеспечения безопасности.
Грузовик, который принадлежит юридическому лицу наверняка прошел предрейсовый технический контроль, вовремя был обслужен, а водитель, перед тем, как сесть за руль, прошел медицинский осмотр и едет по графику, с обязательными остановками на отдых. Грузовик, принадлежащий физическому лицу, предрейсовый контроль не проходит, а за состоянием водителя никто не следит. И надежда только на добросовестность и самоконтроль.
Такая ситуация длилась достаточно долго, и было множество предложений по ее изменению, вплоть до инициативы МВД о запрете частного владения грузовиками.
Однако, в конце 2018 года, часть положений закона о безопасности дорожного движения была изменена. Физические лица, эксплуатирующие грузовики и автобусы, были учтены не только как полноправные участники движения, но еще и как обязанные соблюдать элементарные требования к безопасности, а именно – анализировать и устранять причины ДТП с участием их автомобиля, обеспечивать соответствие технического состояния требованиям законодательства и своевременно проходить техническое обслуживание.
Казалось бы, требования элементарные и обоснованные, только непонятно почему так поздно появившиеся.
Но история на этом не заканчивается. Не так давно в закон о безопасности дорожного движения были внесены дополнительные изменения, которые вступят в силу с 1 ноября 2019 года.
Они касаются безопасности и ответственности частных владельцев. Физических лиц обяжут соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, обеспечивать оснащение своего транспорта тахографами и соблюдать нормы времени управления транспортом и отдыха.
И если в отношении первой обязанности (обеспечение безопасности перевозок) возражений ни у кого нет, то нововведения, касающиеся тахографов, соответствующих требованиям Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) (далее 196-ФЗ), повлекли множество обсуждений, критики и негодования.
Для начала необходимо разобраться, что же такое тахограф и зачем его устанавливают.
Тахограф – устройство, регистрирующее показания времени, которое водитель провел в процессе управления автомобилем и времени, которое он потратил на отдых от вождения. Используется для уменьшения влияния человеческого фактора, усталости, которая может привести к аварии.
Мало того, показания тахографа, соответствующего требованиям 196-ФЗ, благодаря тому, что он является средством измерения утвержденного типа, юридически значимы и принимаются судами в качестве доказательств при рассмотрении дел.
Безусловно, тахограф не может отследить, на самом ли деле водитель устал или он еще бодр и в состоянии проехать несколько часов.
Однако, даже обычная логика подсказывает, что человек, проведший за рулем 14 часов, однозначно устал от вождения и в любой момент может отвлечься, невнимательно отнестись к опасной ситуации и, что самое опасное – заснуть за рулем.
Периодически в СМИ появляются новости с места очередного ДТП с участием фур или автобусов, протаранивших остановки, заборы, дома, врезавшихся в другие автомобили. В результате гибнут, как правило, люди, никакого отношения к усталости водителя не имеющие, но оказавшиеся его жертвами. Помимо логики есть статистика и исследования, однозначно указывающие на прямую зависимость снижения концентрации внимания от времени непрерывного вождения.
Причин, вынуждающих водителя ехать долго, не обращая внимания на собственное состояние, много, и все они понятны и логически обоснованы. Это и экономическая выгода от скорости завершения поездки, это и желание водителя добраться домой поскорей. И далеко не каждый водитель задумывается о том риске, который он привносит в дорожную ситуацию исключительно тем, что вовремя не отдохнул.
Поскольку безопасность дорожного движения – это ответственность государства, государство обязано эту безопасность обеспечить всеми доступными способами.
Способ борьбы с не умеющими водить – это обучение, экзамены и допуск к управлению только тех, кто имеет водительские права. Способ борьбы с неисправностью автомобиля – это технический осмотр и завязанный на нём полис обязательного страхования. Способ борьбы с усталостью – это контроль режима труда и отдыха с помощью его регистрации тахографом.
При этом нельзя забывать о том, что жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, имеют неоспоримый приоритет над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Этот важный принцип тоже закреплен в законе о безопасности дорожного движения.
Однако, несмотря на это, негодование из-за усиления экономической нагрузки на граждан очень активно распространяется в профессиональном сообществе. Но почему-то при подсчете затрат на тахограф не озвучивается цена собственно самого автомобиля, стоимость владения им (включая расходы на топливо), проезда по федеральным трассам, стоимость запасных частей и расходных материалов, технического обслуживания, да даже комплекта шин. Стоимость любого тахографа, соответствующего требованиям 196-ФЗ, ни в какое сравнение с перечисленными расходами не идет. Мы же говорим не о малолитражке, мы говорим о грузовиках и автобусах! И неважно, кому принадлежит автомобиль, физическому или юридическому лицу, опасность такого автомобиля совершенно одинакова. Но только в нашей стране по-прежнему перед законом равны все, но некоторые равнее.
Президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр», Александр Борисович Архангельский.