«Падает? Ну и пусть падает! Дистанцию держите!»
С наступлением осени в шести районах Мордовии вновь появилась проблема свекловозов — КАМАЗов, перегруженных свеклой. Корреспондент Столицы С погрузился в проблему и спрашивает ГИБДД (что не может решить проблему который год): ждем трупов ?
«Арбузтранс» на сленге дальнобойщиков — это еле ползущий чадящий КАМАЗ с номерами южных регионов, перегруженный арбузами до небес. В Мордовии же есть «свеклотранс». Каждую осень на дорогах Большеигнатовского, Ичалковского, Чамзинского, Атяшевского, Ардатовского и Ромодановского районов появляются сотни КАМАЗов. С полей они везут на завод «Ромодановосахар» свеклу. Как и в случае с маленькой лошадкой из песни Найка Борзова, помимо радости они несут и беду.
Груженный горкой корнеплод, не закрытый специальными пологами, щедро сыплется на дороги и обочины. Попадает и в случайные машины (прецеденты есть!). Грязь с полей развозится по асфальтовым дорогам, некоторые из них уже не выдержали натиска перегруженных самосвалов и «поплыли». Вопросы возникают и к техническому состоянию автопоездов, что ездят с лысыми шинами. Самое печальное, что свекольный сезон может продолжаться полгода — с сентября по февраль!
26 сентября в Большом Игнатове крепкая такая свекла весом около 1 кг вывалилась из прицепа КАМАЗа и угодила прямиком в ехавшую мимо легковушку, «Ладу-Калину». Как говорится в официальных документах, «нанеся механические повреждения». ДТП официально оформили сотрудники Госавтоинспекции. Прецедент? Вряд ли. В ГИБДД не ведут статистику «свекольных аварий». Но, зная, что груженные свеклой грузовики ездят много лет, можно смело утверждать, что «свеклопад» и ранее наносил ущерб случайному транспорту.
Куда везут? На завод компании «Ромодановосахар» в поселок городского типа Ромоданово (на сайте предприятия говорится, что он крупнейший в Поволжье и входит в десятку самых крупных в РФ, но данная информация, судя по всему, была размещена несколько лет назад, актуальна ли она сейчас — неизвестно). Везут с полей, «раскиданных» по близлежащим, помимо Ромодановского, районам: Ичалковскому, Большеигнатовскому, Атяшевскому и другим. Путь грузовиков проходит не только по трассам республиканского значения, но и по федералке (Саранск — Сурское — Ульяновск), а также через населенные пункты: Большое Игнатово, Калыша, Смольный, Ичалки, Рождествено, Константиновка, Ивановка, Лыковщина…
В местах, где свекольные поля вплотную примыкают к трассам и где есть на них выезды, проезжая часть загрязняется на несколько сотен метров. Да, в некоторых случаях там дежурят тракторы сельхозпредприятий (они щетками сметают грязь и поливают водой), но их усердий, очевидно, недостаточно. Грязное покрытие увеличивает риск ДТП. Проезжая часть скользкая, ее границы не видны…
Далее. Водители самосвалов, которые возят корнеплоды, позволяют грузить с горкой. Позволяют — вряд ли применимое слово. Настаивают! Ведь им это выгодно, и далее будет понятно, почему. Так вот, использовать защитные пологи (в виде плотной ткани или прочной сетки) перевозчики не слишком стремятся. А если и используют, то полностью закрыть груз все равно не получается, он же горкой насыпан. Оттого свекла на неровных участках дороги вроде мостовых стыков норовит вернуться на мордовскую землю. Ладно бы на землю: падает на асфальт. Ладно бы на асфальт: как мы уже убедились, на автомобили.
Справедливости ради стоит сказать, что свеклопад приносит кое-какую пользу сельским жителям. Они собирают корнеплоды, чтобы скармливать домашней скотине. Собственными глазами видел в ромодановском селе Константиновка паренька лет восьми на велосипеде с ведром, в котором лежала свекла. «Папке нужно! Он меня просит собирать! Чтоб поросят кормить!» — сообщил мне паренек.
Но мы отвлеклись. Грязь, свеклопад — это еще не все неприятности, которые несут в массы «свеклотрансы».
Техническое состояние грузовиков, задействованных в перевозках, порой не выдерживает никакой критики.
Первое, что бросается в глаза, — лысые шины, как правило, на прицепах. У одного грузовика, стоявшего в очереди на разгрузке в Ромоданове, я вообще увидел разорванную в нескольких местах на боковине покрышку!
И это неудивительно, учитывая тот факт, сколько в прицепы и кузова самосвалов грузят. От высоты наращенных бортов волосы на голове тянутся вслед за бортами. Интересно, в документах у владельцев есть соответствующие отметки ГИБДД? Хотя этот интерес должен в первую очередь возникнуть у мордовских стражей дорог. Возникает ли? Судите сами.
На минувшей неделе один день я посвятил поездке по Ичалковскому и Ромодановскому районам. Поговорил с водителями, последил за грузовиками. И за гаишниками. Ситуация следующая. Свекловозный маршрут из Большеигнатовского района в Ромоданово пролегает через Ичалки. Почти до райцентра многие едут без пологов (гаишников на участке там я не встречал). А между Смольным и райцентром, за мостом через Алатырь, некоторые останавливаются, чтобы пологи натянуть. На импровизированной стоянке — полный срач. Шоферы бросают мусор прямо в придорожные кусты. Но не об этом.
Еду в Рождествено, где у АЗС «Лукойл» и бывшего стационарного поста ГИБДД к саранской трассе примыкает дорога на Лобаски. С местных полей, судя по всему, тоже много везут сельхозтовара, потому что на перекрестке стоит трактор с цистерной и щеткой. Тут же — сотрудники ГИБДД. Грамотно расположились, «закрыли» два направления. При мне долго общались с камазистом без полога. Оформили что-то или нет — не знаю, но следом проехала пара таких же грузовиков, не вызвав никакого интереса у стражей дорог, которые вскоре вовсе ретировались.
Дальше любопытнее. Решив оттуда отправиться на завод «Ромодановосахар», еду за очередным автопоездом, груженным до небес и без полога, обгоняю его и почти тут же вижу очередных гаишников на обочине. И они останавливают… меня, а грузовик игнорируют. Выполняю просьбу показать свои документы («нет, спиртное не употреблял»), а далее сам задаю вопрос: почему не остановили нарушителя?
Гаишник… извиняется (спасибо за честность!) и говорит, что и он, и напарник отвлеклись на мой автомобиль. Ну да, оранжевого почти 40-тонного «слона»-то сзади и не приметили… Еще сообщают, что ежедневно оформляют примерно по 5 материалов на водителей такой техники. И в основном за отсутствие пологов. За перегруз не могут, проверить нечем… Серьезно, по пять?! Когда за сутки их проезжает сотни?!
У завода в Ромоданове — солидные очереди на весы приемки. И все машины, как на подбор, — КАМАЗы. Много с номерами пятого региона (Дагестан). Местные водители этим фактом недовольны: «Отнимают пришлые у нас работу!» Говорят, что на очередях бывали драки. Разговорился с шофером одного грузовика с пензенскими номерами.
«Всего в этом сезоне задействовано 150 машин, — рассказывает мужчина. — 40 из них — из Дагестана. Есть из других регионов, но больше местных, из Мордовии. В прошлом году всего было 500 грузовиков. Почему только КАМАЗы? А кто ж захочет иномарку в полях убивать?! Ну, ради справедливости скажу, что пара иномарок-то есть. И несколько МАЗов. Почему пологами не пользуемся? Я, например, пользуюсь, но свекла, зараза, все равно вылетает. Грузят же горкой! Бывает, моему же прицепу под колесо, но, бывает, и на встречку — фить! Авария в Игнатове, говорите, была? А что, других аварий не бывает, только со свеклой? Падает свекла? Ну и пусть падает! Дистанцию держите!
Я вожу 26 тонн (грузовик плюс прицеп), хотя надо не больше 20. Большинство — то же самое. Мы и рады возить как положено, но платят мало! 3 рубля 80 копеек за тонну/километр. Мало!
Жадничает руководство завода «Ромодановосахар»! По всей России за большую цену принимают (например, в Тамбове — 4,60), а тут — так. Вот с чего надо начинать! Вот тогда и порядок будет!»
Помните цифру — 26 тонн? Так вот, грузоподъемность «сельхозника» КАМАЗ‑55102 составляет 7 тонн. Плюс он может тянуть прицеп массой не более 11,5 тонны. Таких грузовиков здесь очень много. Хорошо, возят свеклу и несколько новых самосвалов — модели 45143. Грузоподъемность самосвала-тягача достигает 11,7 тонны, а полная масса прицепа должна составлять не более 14 тонн. Объемная масса свеклы, между прочим, не самая низкая среди сельхозгрузов — 0,6–0,8 т/кубометр (немногим меньше пшеницы).
Конечно, считать в теории можно сколько угодно, а лучше всего — проверить на практике, с помощью весов на дороге. Ведь перегруз напрямую влияет на безопасность дорожного движения. А также на состояние трасс. Обычно сезон перевозок длится осенний период, но иногда растягивается и до Нового года, а в прошлом году свеклу возили до 23 февраля. Каждый год одно и то же: грязь, свекла на проезжей части и «свеклотранс». Где Упрдор РМ? Где местный муниципалитет? Где общественность, в конце концов? Нет ответа.