Спасёт ли метан от «Платона»?
Освобождение от «Платона» и бесплатный проезд по платным дорогам сулит Российское Газовое Общество перевозчикам, решившимся перевести свой транспорт на природный газ.
На прошлой неделе Российское Газовое Общество (РГО) направило на рассмотрение правительства законопроект, предоставляющий владельцам газомоторного транспорта существенные привилегии. Монотопливным газомоторным автомобилям предлагается разрешить бесплатный проезд по платным автодорогам. Владельцев газомоторных большегрузов массой более 12 тонн хотят освободить от платы за проезд по федеральным трассам, взимаемой в рамках системы «Платон».
Кроме того, в РГО предлагают упростить порядок выделения земельных участков для строительства газомоторных АЗС и объектов для производства СПГ, а также провести информационную кампанию для популяризации газомоторного транспорта.
Отмечается, что предложения разработаны при участии отраслевых экспертов.
Всё дело в АЗС
Газомоторных автомобилей в России совсем немного – около 90 тысяч. 8,5 тыс. из них – грузовики. Активному развитию газомоторного транспорта мешает ничтожное в масштабах страны количество специализированных АЗС – всего 390 заправок по состоянию на март 2019 года.
— Массовое использование газомоторных грузовиков ограничивается отсутствием сети заправочных станций по всей стране, – рассказала нам Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ). – Компании-члены СЭЛ уже сегодня частично используют газомоторные транспортные средства, но их эксплуатация ограничена крупными городами, в которых есть заправочные станции.
Президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен: развитие сети газовых АЗС невозможно без поддержки государства.
— Срок окупаемости такой АЗС не 5 и даже не 7 лет, – отмечает эксперт. – Тут, очевидно, нужна какая-то госпрограмма. Если пустить всё на самотёк, дело зайдет в тупик.
Если же заправок будет достаточное количество, то я полагаю, что не менее трети грузового парка в европейской части России перейдет на газ.
Говорить о полном переходе грузового транспорта на ГМТ, однако, не приходится. Валерий Войтко отмечает, что среди перевозчиков существует небезосновательное предубеждение против газомоторного топлива.
— В солярке присутствуют различные присадки, которые, по-дилетантски говоря, смягчают работу двигателя. В случае с газом двигатель молотит «на сухую», и цилиндро-поршневая группа изнашивается быстрее, так что опасения перевозчиков оправданы. Ресурс того же камазовского движка, переделанного под газомоторное топливо, очень невелик: я знаю о случаях, когда он не проходил и 150 тысяч километров, – отмечает эксперт.
Нелогичные льготы
Владельцы газомоторных большегрузов, конечно, поддержат предложение РГО – от возможности сократить издержки не откажется ни один перевозчик. Однако наши собеседники отмечают противоречивость таких преференций.
— Плата за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам взимается в счёт возмещения вреда дорожному полотну, а не экологии, – напоминает Ольга Федоткина.
– Большегрузы на газомоторном топливе наносят такой же вред дорогам, что и фуры с дизельными или бензиновыми двигателями.
В СЭЛ считают, что бизнесу необходим переход на дифференцированную тарификацию в рамках системы «Платон» с учетом комплекса факторов: вида топлива, экологического класса и возраста транспортного средства. По аналогии с уже существующими практиками в российском налоговом законодательстве, это может стимулировать переход на более экологически чистые виды транспортных средств, создать стимулы для обновления парка в обмен на сокращение издержек при перевозках грузов.
— Если инициатива РГО будет принята, правительство покажет себя с худшей стороны, потому что «Платон» с самого начала позиционировали как возмещение вреда, наносимого дорожному покрытию, – отмечает Валерий Войтко. – Я не раз слышал о предложениях делать скидки для перевозчиков, которые своевременно платят за проезд по федеральным трассам. Но разве можно возмещать ущерб со скидкой? Тогда переориентируйте «Платон» с какими-то другими формулировками, а в существующем виде это идиотизм.
Понятно, что чиновники хотят ускорить развитие рынка газомоторного топлива, но это не тот инструмент. Предложение РГО любой юрист разобъет в пух и прах.
По мнению президента ассоциации «Дальнобойщик», гораздо более эффективным шагом для развития рынка ГМТ стало бы субсидирование строительства заправок.
Стоит отметить, что государство действительно намерено вкладывать существенные средства в развитие сети специализированных АЗС. Подготовленная министерством энергетики программа развития рынка ГМТ предполагает обширные инвестиции: до 2024 года на строительство новых заправок будет потрачено 175 млрд рублей. В ближайшую пятилетку количество газовых АЗС планируется увеличить в 4 раза, а объемы сбываемого на них газа в 5 раз. Воплотятся ли эти планы в жизнь – покажет время.