«Перевозчиков готовят на роль пушечного мяса»
Перевес может стать поводом для конфискации машины и груза, а также лишения водительских прав. Что думают о новой инициативе Минтранса перевозчики?
На прошлой неделе министр транспорта РФ Евгений Дитрих шокировал профессиональное сообщество, заявив, что максимальной санкцией за перевес станет конфискация автомобиля и перевозимого им груза. Водитель перегруженной машины также может лишиться прав. Судя по словам главы Минтранса, решение об ужесточении уже принято:
— Договорились, что к таким водителям будут применяться особые меры, очень жесткие: лишение прав, конфискация автомобиля и груза, — приводят слова министра СМИ.
Сроки внесения данных поправок в законодательство озвучены не были.
А в минувший вторник Евгений Дитрих сделал еще одно заявление, в котором также упомянул о конфискации большегрузного транспорта у перевозчиков, игнорирующих весовые ограничения и при этом скрывающих номерные знаки.
— Многие владельцы транспортных средств, особенно при правонарушениях, за которые предусмотрены крупные штрафы, искусственно модифицируют, скрывают или снимают государственные регистрационные знаки. С такой бедой мы сталкиваемся и в тех ситуациях, когда по дороге едут тяжеловесные крупногабаритные грузовые транспортные средства, которые, как правило, нарушают правила перевозки грузов многократно, – отметил Дитрих.
В заявлениях главы Минтранса нет никакой конкретики: похоже, что инициатива на данный момент находится в стадии проработки. Будет ли конфискация ТС применяться ко всем подряд, или коснётся только нарушителей-рецидивистов, скрывающих регистрационные номера? Ответа на этот вопрос нет; перевозчикам остается только догадываться, что имел ввиду руководитель транспортного ведомства.
По мнению исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольги Федоткиной, столь строгие меры должны применяться только к злостным нарушителям, которые умышленно пошли на значительное превышение весогабаритных параметров.
— Дальнейшее движение перегруженной фуры, в случае ее задержания, угрожает не только сохранности дорожного полотна, но и безопасности всех остальных участников дорожного движения, – объяснила наша собеседница.
При этом в СЭЛ считают, что наказания за минимальный, непредумышленный перевес необходимо упразднить. Для этого эксперты предлагают ввести нештрафуемый порог превышения допустимого веса.
— По нашим оценкам, сейчас до 60% превышений связаны с погрешностью оборудования,
а также неточностью показаний весового контроля из-за множества факторов: погодных условий, колейности, состояния дорожного полотна, – отмечает Ольга Федоткина.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко прокомментировал сложившуюся ситуацию на своём YouTube-канале:
— Помнится, один из предыдущих министров транспорта заявлял о том, что в грузовые машины надо ставить приборчик, который будет отключать двигатель через восемь часов работы. Такое может заявить идиот, мало что понимающий в автоперевозках. Считать Дитриха идиотом не могу. Стало быть, остается два варианта. Первый: должность министра даже технаря превращает в популиста. Второй: вброс и провокация с целью поставить на уши народ. Похлеще «Платона»… Но уровень провокации? Я-то это прочел в ленте ТАСС… Провокация такого уровня от кого может исходить?
А это уже не печально – это страшно. Перевозчиков готовят на роль пушечного мяса?
Валерий Войтко выделяет несколько категорий перевозчиков, наиболее часто допускающих перевес. Это самосвалы, которые возят щебень и песок, лесовозы и владельцы грузовиков, получающие разрешение на перевозку тяжеловесного груза и умышленно превышающие указанный в нём допуск.
— Могу предположить, что речь идёт именно о таких злостных нарушителях, – рассуждает координатор ассоциации «Дальнобойщик». – Но во всех сообщениях СМИ черным по белому написано: лишать прав и конфисковывать транспорт при перегрузе. Без каких-бы то ни было уточнений. В этом случае господину Дитриху и командам «Вестей», РИА Новости, ТАСС и других СМИ можно ставить жирную двойку за неумение вести разъяснительную работу с личным составом. Очень надеюсь, что официальные комментарии, разъяснения, а возможно и опровержения мы увидим в ближайшие дни.
***
В конце мая вице-премьер правительства Максим Акимов предложил Минтрансу задуматься о введении «градуальной» (т.е. постепенно нарастающей) системы наказаний за перегруз. В таком случае штрафы за небольшое, непредумышленное превышение могут уменьшиться и стать символическими, а санкции за грубые нарушения – напротив, увеличатся. В свете этой инициативы конфискация большегрузов у перевозчиков, неоднократно попадавшихся на значительном перевесе – а тем более скрывающих свои номера – выглядит вполне логично.
Однако за прошедшую неделю ни Евгений Дитрих, ни другие представители Минтранса так и не объяснили, в каких же случаях перевозчики будут подвергаться столь строгим наказаниям. Поэтому тревога перевозчиков вполне объяснима – в отличие от молчания официальных лиц.