Рекорды во время рецессии: грузооборот автотранспорта растёт на фоне уменьшения грузовой базы
По итогам пяти месяцев 2019 года грузооборот автомобильного транспорта в России показал наилучшую динамику.
20 июня Росстат опубликовал ежемесячный отчет о социально-экономическом развитии страны. По данным службы, грузооборот автомобильного транспорта в мае вырос на 3,1%. Темпы роста существенно сократились (в апреле они достигали 14,7%), однако по итогам первых 5 месяцев текущего года автотранспорт сохраняет лидерство среди других видов транспорта (+8,7%). В целом темпы роста грузооборота вернулись к привычным значениям.
При этом перевозчики и представители профессиональных объединений сообщают о том, что грузов становится меньше. Этой же точки зрения придерживаются эксперты.
Грузов становится меньше
— Грузооборот автомобильного транспорта вырос гораздо сильнее, чем количество грузов, – рассказала нам управляющий партнер ИА M.A.Research, эксперт по транспорту и логистике Людмила Симонова. – Положительная динамика по тоннажу очень слабая: в районе одного процента роста. При этом в секторе коммерческих перевозок грузовая база и вовсе сократилась.
По данным Росстата, за первые 4 месяца текущего года грузовая база коммерческих перевозчиков снизились на 7% — с 493 383 до 458 330 тысяч тонн.
Таким образом, рост грузооборота связан в первую очередь с увеличением дальности перевозок, причем довольно резким.
— На фоне девальвации и снижения внутреннего спроса увеличился экспорт, – рассказывает Людмила Симонова. – Наши перевозчики стали возить больше грузов в Европу и Китай. Растёт дальность перевозок и внутри страны: торговые сети и производители активно работают на длинном плече, где автомобильный транспорт конкурирует с железнодорожным.
Эксперт отмечает, что крупные компании федерального уровня сохраняют высокие темпы роста за счет ухода средних компаний (с оборотом 300-500 млн рублей), нередко прекращающих существование после потери ключевого клиента.
В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) нам рассказали, что динамика товарооборота различается в разных сегментах торговли.
— Всё зависит от того, на какой рынок мы смотрим. По оценкам членов СЭЛ, в FMCG объемы в целом остаются на одном и том же уровне. В то же время, в DIY присутствует положительная динамика, как и в случае с ритейлом на фоне роста самих сетей, – объясняет исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.
Почему растёт дальность автоперевозок
Эксперт в сфере логистики Андрей Ботвиньев выделяет несколько причин увеличения дальности автомобильных перевозок внутри России.
— Я бы отметил такой быстрорастущий сегмент, как сборные грузы. Для железнодорожного транспорта они неинтересны, а для автоперевозчиков подходят как нельзя лучше. Сборные грузы доставляются в самые разные города страны, в том числе и отдаленные, – рассказывает Андрей Ботвиньев.
Из-за увеличения доли сборных грузов возрос объем перевозок между центральной Россией и Дальним Востоком. Не стоит списывать со счетов и Крымский мост: этот крупный инфраструктурный проект также поспособствовал росту грузооборота между Крымом и другими регионами России.
— Меняется структура товарооборота. Товары народного потребления, ранее занимавшие главенствующее положение, теснит промышленная продукция,
– объясняет эксперт. – Это происходит в Центральной России, на Урале, в Западной и Восточной Сибири.
По мнению Андрея Ботвиньева, в обозримом будущем ситуация не изменится. Объем перевозок из-за продолжающейся экономической стагнации будет расти незначительно, а грузооборот продолжит расти из-за указанных выше причин.
Меньше грузов – меньше грузовиков
Медленный рост грузовой базы не мог не сказаться на продажах новых грузовых автомобилей. В марте этого года начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин предположил, что снижение позитивной динамики вызвано ростом издержек перевозчиков.
— Никто не станет приобретать новый автомобиль, когда услуги по перевозке грузов невостребованы,
– приводит его слова «Российская Газета».
В июне этого года аналитическое агентство «Автостат» сообщило о существенном падении продаж у так называемой «большой семёрки» производителей грузовых автомобилей. За первые 5 месяцев 2019 года ведущие иностранные компании смогли реализовать на 14% большегрузов меньше, чем в прошлом году. Самая сильная просадка — у DAF (-36,4%), а наименьшая у Mercedes-Benz (-3,9%).
При этом продажи главного российского конкурента иностранных грузовиков, тягача КАМАЗ-5490 выросли на 5,7% — до 2082 единиц. Но экономическая турбулентность ощущается и в Набережных Челнах: недавно стало известно, что руководство Камского автозавода пересмотрело планы продаж на текущий год с 58 тыс. до 52 тыс. тяжелых (полной массой 14-40 тонн) машин.
— Падение спроса на тяжелые грузовики, безусловно, связано с замедлением роста грузовой базы, – рассказывает Андрей Ботвиньев. – Но есть и другие причины. В последние годы многие крупные перевозчики обновили автопарки, поэтому объем средств на приобретение новой техники снизился. Кроме того, сказывается общее настроение бизнеса в стране. Это неуверенность в завтрашнем дне, базирующаяся на текущем состоянии экономики.