«Конкуренции уже нет – есть звериная борьба за выживание»
В Саратовской области автовозы начали возить стройматериалы и другие нехарактерные для этого вида транспорта грузы. Перевозчики не могут понять, как к этому относиться: ругать коллег за демпинг или хвалить за сообразительность?
Президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко недавно рассказал подписчикам своего YouTube-канала о необычном применении автовозов:
— Возят у нас что угодно и в чем угодно. Я сам видел, как в рефе перевозили алюминиевые чушки и катушки с кабелями. Но то, что сейчас происходит в Поволжье с автовозами – это какое-то новое слово в логистике.
Пустые автовозы не разово, а уже системно, массово цепляют обратные догрузы.
Наши коллеги считают, что это не разовые ходки излишне инициативных водителей. Автовозы, как правило, ходят под жестким контролем: установлен ГЛОНАСС, и любая самодеятельность водителя пресекается на корню. Значит, можно предположить, что все это происходит с подачи руководителей транспортных компаний. В Саратове автовозы, как впрочем и контейнеровозы, прикрутили к таким вот обраткам несколько малых и средних заводов. Суть проста как яйцо: эти машины получают оплату за рейс на круг. Уходить обратно пустыми видимо «некошерно», поэтому автовозы и примкнувшие к ним контейнеровозы забирают и стройматериалы, и металлоконструкции, и затаренные в мешки зерно и сахар.
Из Саратова на Питер за зерно платили 50 000 рублей, сейчас стоимость перевозки упала до 30 000 – 32 000.
Ситуация очень неоднозначная. Кто-то может сказать, что речь идёт о предприимчивости, а кто-то обматерит и скажет, что перевозчик в очередной раз демпингует по полной программе и сбивает расценки. Мне кажется, что вторые все-таки ближе к истине.
В нормально работающей экономике автовоз не может и не должен конкурировать со «шторой», с рефом, с самосвалом.
Потому что это разные сегменты рынка, совсем разные. А у нас даже конкуренция как таковая исчезает – остаётся звериная борьба за выживание. Настроение, которое описывается фразой «ты сдохни сегодня, а я умру завтра» — это, к сожалению, и данность, и реальность, и, по всей видимости, наша ближайшая перспектива.
Представители ассоциации «Дальнобойщик» побеседовали с сотрудниками Ространснадзора и узнали, что служба получила команду останавливать и наказывать водителей автовозов, везущих нехарактерные для этого типа прицепов грузы.
Мнение перевозчиков
Как и предположил Валерий Войтко, перевозчики во взглядах разошлись. Кто-то похвалил водителей автовозов за смекалку, а кто-то обвинил в демпинге.
Один из участников форума ассоциации рассказал, как возил в обычном шторном полуприцепе спецтехнику. Для того, чтобы уложиться в габаритные ограничения, машинист экскаватора прямо поднимали переднюю ось, оперевшись на ковш прямо в прицепе, и снимал колеса.
— Но это ладно, прошлым рейсом припало отвезти с Чувашии в Калмыкию 18-тонный автогрейдер!!! Зря не сфоткал, а то никто не поверит.
Сняли крылья задних колёс, глушитель, кабину, спинку сиденья и переднюю лопату. Краном приподняли, я потихоньку сдал назад. Впритирку, но вошёл. Потроха сзади поместились. И по весам прошёл, у меня 3-осник, – пишет один из участников обсуждения.
— Финны не чураются лес возить даже в рефах. Хотя вроде сегменты рынка тоже разные. Но транспорт куплен универсальный, перегруза нет, груз закреплён, никаких претензий быть не может, – делится информацией пользователь Sergey78.
— Мы считаем, что перевозчик может возить грузы в чем хочет, если при этом он не нарушает законодательство, – рассказали нам Ирина и Дмитрий Найденовы, авторы видеоблога «Road to the West». – Конечно, это может сказаться на тарифах, но вряд ли можно как-то изменить ситуацию. На трассе мы такие машины пока не встречали.
Демпинг в действительности вызывает недовольство многих перевозчиков. Автор видеоблога «Категория Е», дальнобойщик Альберт рассказал нам, как эту проблему решили в Центральной Европе.
— Пару лет назад мы купили в Германии полуприцеп, нужно было перегнать его в Беларусь. Обратились в транспортную компанию, нам назвали цену — 500 евро. Обратились в другую — ценник такой же. Обошли 7 транспортных компаний, и у всех одна и та же ставка! А всё потому, что за демпинг у них придётся отвечать перед законом.