Жара грузовику не товарищ: летние ограничения на трассах
В России действуют уже традиционные летние ограничения на федеральных трассах, предусматривающие запрет на движение грузовиков в дневное время при температуре воздуха от +32 градусов. В этом году летний режим проезда большегрузов введен на период с 20 мая по 31 августа.
Летние ограничения на федеральных трассах
Летние ограничения на автодорогах общего пользования федерального значения вводятся в период неблагоприятных природно-климатических условий. Под неблагоприятными условиями в данном случае понимается жара. Согласно приказу Росавтодора, в 2019 году ограничения на федеральных трассах действуют в период с 20 мая по 31 августа, в прошлом году аналогичные меры вводились с июля. Летние ограничения предусматривают запрет на движение тяжеловесных транспортных средств по автодорогам в дневное время при значениях дневной температуры свыше 32 градусов Цельсия. При такой жаре грузовики могут проезжать по трассам только в ночное время — в период с 22:00 до 10:00. С текстом приказа и перечнем автодорог можно ознакомиться здесь. Отметим, что летние ограничения вводятся и на федеральных трассах, подведомственных Госкомпании «Автодор».
К категории тяжеловесных транспортных средств в рассматриваемом случае относятся транспортные средства (с грузом или без груза), нагрузка на ось и (или) группу осей которых превышает допустимую нагрузку на ось и (или) группу осей, установленную постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В приложении к данному постановлению приведена таблица, в которой указаны допустимые нагрузки на ось грузовика в зависимости от расчетной нагрузки автодороги.
При этом летние ограничения на федеральных трассах не распространяются на пассажирские автобусные перевозки, на транспортировку грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных ЧС, на перевозку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов, применяемых при проведении аварийно-восстановительных и ремонтных работ.
Стоит отметить, что летние ограничения предусмотрены на территории всей России, но актуальны не для всех регионов из-за климатических особенностей. В этом году из-за жары от +32 градусов дневной запрет на проезд грузовиков уже был в Ростовской области, в Волгоградской области, в Краснодарском крае.
Также добавим, что сезонные ограничения предусмотрены и на региональных или межмуниципальных дорогах с твердым покрытием в субъектах страны. Сроки действия ограничений при температуре воздуха от +32 градусов регионы устанавливают самостоятельно, обычно в том же приказе, в котором утверждается период «весенней просушки». При этом допустимые нагрузки регламентируются тем же нормативным документом — постановлением Правительства РФ №272.
Опыт перевозчиков
В период действия сезонных ограничений компаниям-перевозчикам приходится подстраиваться под вводимый режим проезда грузового транспорта. При этом перевозчикам приходится выстраивать свою работу, учитывая особенности ограничений на региональных дорогах в разных субъектах и ограничения на федеральных трассах, следить за температурой воздуха, продумывать более удобный маршрут и проч.
«Ежегодно лето в транспортной логистике помимо прочего связано с вопросом о том, какие ограничения будут введены в каждом отдельном регионе из-за жары. При этом транспортной компании необходимо дополнительно следить за прогнозом погоды около каждого крупного города по маршруту следования водителя.
Высокая вероятность повышения температуры окружающей среды больше 32 градусов днём заставляет многие транспортные компании не отправлять машины в рейс в это время суток, а перестраивать логистику таким образом, чтобы водитель ехал ночью или в объезд этих регионов.
В свою очередь, ночное движение негативно влияет на безопасность дорожного движения, т.к. в вечернее и ночное время чаще происходят ДТП из-за усталости водителя. Объезд наиболее «горячих» регионов увеличивает пробег и себестоимость перевозки», — рассказал «ДорИнфо» директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
Специалист также рассказал, что при начале действия ограничения после достижения соответствующей температуры грузовое движение могут останавливать сотрудники ГИБДД. В таком случае грузовые машины могут скапливаться на обочине, если водители не были проинформированы.
«Часто в случаях, когда температура воздуха окружающей среды превышает порог в 32 градуса, на трассу выезжает наряд ДПС, который прекращает движение грузового транспорта на определённом участке. И грузовые автомобили скапливаются на обочине или в правом ряду трассы (если рядность трассы это позволяет).
После перекрытия дороги особенно общительные водители выясняют, что трасса перекрыта и успевают заехать на грузовую стоянку, а «неинформированным» приходится останавливать фуру на обочине»,
— рассказал Эдуард Миронов.
Еще один представитель отрасли грузоперевозок рассказал порталу «ДорИнфо» об опыте работы в условиях аналогичных сезонных ограничений в соседней стране — Республике Беларусь.
«Наша компания осуществляет международные и внутренние грузоперевозки собственным транспортом с 2000 года, и в РФ мы не сталкивались с практической проблемой ограничения движения. Аналогичная практика применяется ежегодно в Беларуси, что доставляет значительные неудобства перевозчикам», — рассказал заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько.
По его словам, в соседней стране уведомление водителей о начале действия ограничений производится с помощью информационных табло или временных предупреждающих знаков. По части стоянок в России специалист отмечает, что в целом количество объектов с развитой инфраструктурой увеличивается.
«Нужно отметить, что ситуация на дорогах улучшается, и количество стоянок с развитой инфраструктурой увеличивается. Вместе с тем, если весь дневной грузопоток остановить и поставить на стоянки, то, конечно, качественных парковок на весь грузовой транспорт не хватит», — отмечает Олег Гребенько.