Охота за головами: когда дальнобойщик на вес золота
В Германии острая нехватка водителей грузовиков. Ежегодно в профессию приходит 15 тысяч молодых немцев – и 30 тысяч опытных водителей выходит на пенсию. Транспортные компании вынуждены вести настоящую охоту за головами.
Нехватка кадров в транспортной отрасли обусловлена разными причинами. В России она ощущается не так сильно (хотя некоторые перевозчики, в основном – крупные компании, уже говорят о ней как об актуальной проблеме), а вот на западе дела обстоят значительно хуже.
В Германии нехватка водителей грузового и пассажирского транспорта оценивается в 50 тысяч человек. Эксперты утверждают: в ближайшие 15 лет 2/3 водителей выйдут на пенсию, и положение усугубится.
Чтобы справиться с дефицитом кадров, перевозчики идут на различные ухищрения. Прошлым летом мы рассказывали о компании Spedition Brucker, которая предоставляла своим сотрудникам дома. Компания Xwift из соседней Бельгии, в свою очередь, награждает водителей большегрузов, которые ездят экономно и не попадают в ДТП, легковыми автомобилями.
А некоторые компании играют по-черному и платят своим водителям внушительные суммы за привлечение сотрудников из фирм-конкурентов.
В транспортной компании Spedition Sobek дела идут плохо: за последний год её руководитель Хайнц-Петер Собек был вынужден продать два грузовика. На площадке компании стоит без дела еще 14 машин.
Герр Собек платит своим водителям по 500 евро за каждого приведённого сотрудника.
– Заказы есть, но водителей не хватает, – жалуется немец. – Сейчас мы ищем пятерых водителей в Штутгарте и шестерых в Манхейме. Если одна машина простаивает в течении 20 дней, я теряю около 3000 евро.
Предприниматель признаёт: он платит своим водителям за привлечение новых дальнобойщиков.
– Мы платим 500 евро за каждого приведённого водителя. Задумываемся, не пора ли увеличить размер выплаты до тысячи евро? Других способов найти сотрудников я просто не вижу. И я не вижу в этом ничего плохого, это своеобразное соревнование между транспортными компаниями, в котором участвуют и водители.
На карту поставлено существование моей фирмы! Если я откажусь от этого способа найма, то мне придётся продать грузовики и закрыть предприятие.
Такой рекрутинг вызывает недовольство у конкурентов Собека.
– Это аморально и вредно для делового климата, – утверждает Клаус Херциг, президент Союза грузового транспорта, владелец транспортной компании. – Вы обучаете водителя, вкладываете в него деньги, а после этого кто-то другой его вербует: это чертовски раздражает!
Почему молодые немцы не хотят работать водителями? Херциг уверен: тому есть несколько причин. Это нервная работа с тяжелыми условиями труда, которая уже не считается престижной.
– Водителей грузовиков больше не называют королями дорог, — отмечает Херциг.
Ситуация усугубляется, и дальнобойщики всё чаще встречаются с навязчивым рекрутингом.
– Однажды я вышел из машины на парковке, и тут же ко мне подошел человек, который начал расспрашивать меня: не хочу ли я сменить работу? – рассказывает водитель Удо Скоппек. – Водители, которым пообещали премию за привлеченного сотрудника, подходят в местах отдыха, пишут в Facebook: я сталкиваюсь с этим довольно часто, до нескольких раз в месяц.
При этом дальнобойщик надеется, что кризис, поразивший отрасль, может привести к улучшению положения водителей.
– Конкуренция между перевозчиками может ускорить рост заработной платы, — уверен Скоппек. – А переходы водителей из одной фирмы в другую отрасли не навредят, хотя мне кажется, что для неё было бы лучше, если бы перевозчики тратили деньги на обучение людей без опыта вместо того, чтобы переманивать сотрудников друг у друга.