«"Платон" – это первый этап»: глава РТИТС о планах на будущее
Какой будет система АСВГК, если её созданием займется оператор «Платона»? Рассказывает генеральный директор РТИТС Антон Замков.
С Антоном Замковым в студии «Радио Комсомольская правда» беседовали Антон Челышев и Наталья Агре.
В нашей студии сегодня генеральный директор РТ-Инвест Транспортные Системы Антон Замков. Здравствуйте! Сперва хотелось бы понять, каким образом АСВГК будет вырастать из «Платона». Как соотносятся эти два проекта друг с другом?
– На самом деле, АСВГК – это логичное продолжение строительства цифровой инфраструктуры на наших дорогах. «Платон» — это, в первую очередь, полное покрытие страны так называемой контрольной инфраструктурой. Это почти 500 объектов в регионах России, огромное количество людей, которые их обслуживают, каналов связи, офисов обслуживания. «Платон» — это первый этап, некая предтеча системы цифрового автомобильного транспорта.
Понимая, что инфраструктуру, расположенную на наших дорогах, обязательно нужно задействовать для реализации проекта АСВГК, мы вышли с частной инициативой. Предполагаю, что наше предложение будет интересным: как минимум 30% инфраструктуры «Платона» может быть задействовано в проекте. Это рамки контроля, центр обработки данных, наш персонал и наши средства личного кабинета.
Что вы, как возможный оператор АСВГК, должны сделать в рамках БКД, чтобы нацпроект был признан успешным?
– Проект АСВГК предусматривает строительство 387 пунктов контроля. Речь идёт, в первую очередь, о федеральных дорогах, т.к. региональные дороги находятся в ведении субъектов. На мой взгляд, самое главное – обеспечить единство подходов к весовому контролю на федеральных и региональных трассах. Для этого есть нормативные документы, разработанные в течении последних двух лет.
Будет ли какой-то «допуск» перевеса, на который система весового контроля закроет глаза?
– Он уже существует и прописан в нормативных документах, это 5% по общей массе и 10% по нагрузке на ось. Допуски созданы для спокойствия перевозчика. Грузы при перевозке могут смещаться при резком торможении или ускорении, и тогда нагрузка на оси меняется. Существуют правила расположения АСВГК: они не должны находиться в местах ускорений, торможений или поворотов. Это минимизирует такие эффекты.
Если водитель проезжает два пункта контроля, он получает штраф на обеих пунктах?
– В КоАП есть единственное исключение, запрещающее повторные штрафы – для системы «Платон». На АСВГК оно не распространяется.
Мы знаем, что в России есть 2 категории водителей – сотрудники компаний и частники. Насколько сильно различаются штрафы?
– По статистике «Платона», примерно 50% грузовиков принадлежит юридическим лицам, а оставшиеся 50% — физическим. У юридических лиц штрафов больше. Юрлица, особенно международные перевозчики, строго проверяются надзорными органами, а вот с физлицом всё гораздо проще: вы можете купить себе грузовик и уже завтра начать возить грузы, никто вам в этом помешать не может.
Насколько распространены пункты весового контроля? Как часто они встречаются на дорогах и есть ли у водителей возможность их объехать?
– Первым делом «закрываются» места возникновения грузов: порты, карьеры, логистические центры. А вот контроль дальнейшего распространения грузов – задача региональных властей, потому что, если водители будут объезжать пункты контроля по региональным дорогам, совсем не предназначенным для таких грузов, то быстро разрушат их.
Региональных дорог больше, чем федеральных. Закрыть их все невозможно. Если бы в систему можно было включить весы на выезде с точек возникновения грузов, она стала бы гораздо эффективнее.
У нас очень изобретательные водители. Кто-то номера закрывает. Как вы собираетесь с этим бороться?
– Опять же могу сослаться на статистику: это не такая большая проблема. Грязные номера встречаются гораздо чаще. В пиковые дни ЦАФАП Ространснадзора обрабатывал до 30 тысяч постановлений в сутки, только в 0,5% случаев номера были закрыты. Напомню, что это другой состав административного нарушения, которое предусматривает наказание вплоть до лишения прав.
Как проверить правильность ваших весов? У бытовых счетчиков воды и тепла есть срок поверки, а как часто будут проходить поверку ваши весы?
– Параметры оборудования СВГК зафиксированы в свидетельстве утверждения типа средства измерения. Это документ, который выдается после испытаний Росстандартом, госучреждением, которое отвечает за правильную настройку весов. Поверка проходит раз в год либо раз в два года, в зависимости от интенсивности движения. Контроль за этим очень жесткий.
Это наша разработка или иностранная?
– ПО для «Платона» в своё время разрабатывалось полностью нашими силами. Что касается оборудования – уровень локализации не 100%. Есть некоторые технические элементы, которые делают несколько компаний в мире, например, сканеры. Но всё остальное – камеры, датчики – давно производится в России.
Будут ли знаки перед пунктами весового контроля?
– Да, есть соответствующий обязательный знак. Для «Платона» знак не придумали, а для весового контроля он есть.
Вопрос от слушателя: «Перегруз сейчас никто не возит – себе дороже, а штрафы нужно отправлять грузоотправителю. Часто водитель не знает, что у него перегруз на ось при общей допустимой загрузке»
– Во время работы с обращениями перевозчиков появилась нетипичная история об информировании. Человек задаётся вопросом: «Если я еду с перегрузом, то как я узнаю, что я перегружен?»
«Платон» — это личный кабинет, в котором пользователь получает отчетность и уведомления о штрафах. Если мы интегрируем две системы, в личном кабинете можно будет настроить способ оповещения, например – через SMS-сообщения.
Человек проехал через рамку, весы зафиксировали перегруз, через несколько секунд ему пришло SMS или уведомление в мобильном приложении.
Возможно, что мы на бортовом устройстве «Платона» сделаем возможность оповещения о перегрузе.
А если ты, например, взвесился перед выездом и всё равно получил уведомление – какие есть инструменты для борьбы со штрафом?
– Точно такие же, как для борьбы с любым другим штрафом. Речь идёт об автоматической системе, и доказывать невиновность должен именно оштрафованный. Как правило, люди не оспаривают факт перевеса. Обычно они возмущались из-за того, что получили несколько штрафов. Спрашивали – почему я об этом не был уведомлен? Это действительно важный вопрос.
А что делают транспортные компании, получая уведомление? Бывают случаи, когда выделяется ТС для разгрузки, или компании предпочитают платить штрафы и двигаться дальше?
– Есть делимые грузы, есть неделимые. С делимыми все понятно – их можно разгрузить. Сложнее с контейнером, который опечатан и опломбирован.
На какие средства создается система? У нас в стране в силу истории инфраструктура воспринимается как данность от государства, в то время как в ряде стран воспринимается как услуга. Что насчет АСВГК?
– Система государственная, она направлена не на зарабатывание денег.
Есть некие побочные эффекты в виде штрафов, но это не заработок. Речь идёт о сохранении дорог.
Это процесс длительный, он вряд ли монетизируется. Государство готово в это вкладываться, но не сразу. Поэтому наше предложение – концессионная инициатива – содержало следующий посыл: мы строим систему, доказываем, что она работоспособна, сдаём её, проходим все тестовые периоды (а мы договорились о том, что будем тестовый период, в который уведомления о перевесе будут приходить, но штрафы выноситься не будут – он будет длиться около 2 месяцев).
Как реагируют на АСВГК крупнейшие игроки рынка грузоперевозок?
– Идёт глобальное обсуждение с основными игроками, ассоциациями, крупнейшими логистическими компаниями. На мой взгляд, система нужна в первую очередь самим грузоперевозчикам. Сейчас очень сильно расслоение…
На серый рынок частников и транспортные компании, которые соблюдают требования?
Конечно. Не все частники ужасны. Есть огромное количество приличных перевозчиков, которые всё выполняют…
Хотя с точки зрения экономики всё выполнять, наверное, практически невозможно. Все эти медосвидетельствования, режим труда и отдыха…
– Достаточно об одних налогах вспомнить.
Да. Я говорила не о том, что частники плохие, а о том, что практически невозможно получать прибыль, соблюдая все выставленные требования. Проект АСВГК обсуждался и на общественных площадках?
– Да, было очень серьезное обсуждение в общественной палате. Это тот орган, который как правило критикует любые притеснения бизнеса, но у нас был очень конструктивный разговор, по итогам которого сложилось впечатление, что проект действительно нужен отрасли. Всех сильно подстегнула история с обрушением мостов: так дальше работать нельзя.
Предположим, есть перевозчик, который систематически нарушает и платит штрафы, закладывая их в стоимость перевозок. Как эту проблему решить?
– Есть масса инициатив, некоторые из них разумные. Кто-то предлагает экстремальные варианты, например – запретить физлицам владеть коммерческим транспортам. Есть лицензирование, есть саморегулируемые организации, есть какие-то внутренние регуляции. С этими предложениями можно работать.
Вопросов остаётся большое количество. Я полагаю, Антон Сергеевич, мы вас еще не раз пригласим, чтобы на стадии реализации системы АСВГК их позадавать. До свидания!