«Обходных путей - миллион»: бизнес раскритиковал законопроект о реестре перевозчиков
В России появится реестр грузоперевозчиков — компаний и индивидуальных предпринимателей. Частников, которые занимают около 70% рынка автоперевозок, обяжут легализоваться через налоговую службу или заплатить штраф.
Комитет по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) инициировал и направил на рассмотрение в Госдуму законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом». Он предполагает создании единого реестра грузоперевозчиков — компаний (юрлиц) и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые будут допущены до рынка грузовых перевозок. Владельцы грузового транспорта (физлица) не вошедшие в реестр окажутся вне закона; самодеятельность обернется им административным штрафом.
Реестр хочет вести Торгово-промышленная палата РФ за плату. Ее размер пока не определен. Перевозчики в целом поддерживают законодательную инициативу, но им не нравится, что реестр окажется в руках ТПП. Допуски должна выдавать государственная структура, надзирающая за рынком грузоперевозок, например, Ространснадзор, а налоговая инспекция будет передавать ему информацию по долгам и доходам, предлагает Владимир Матягин, президент Ассоциации «Грузавтотранс».
Как это будет работать
Автор документа — депутат Госдумы и председатель Комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты РФ Виталий Ефимов — предлагает создать два реестра: «реестр перевозчиков грузов за плату» и «реестр перевозчиков грузов для собственных нужд».
Первый подразумевает коммерческие грузоперевозки. Для этого перевозчику необходимо соблюсти два условия: подтвердить финансовую состоятельность и профессиональную компетентность. Состоятельность подтверждается имуществом в собственности стоимостью от 500 тысяч рублей при использовании одного транспортного средства или от 200 тысяч рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство, а также отсутствие задолженностей по обязательным платежам.
Профессиональная компетентность подразумевает отсутствие судимостей и наличие в штате компании хотя бы одного специалиста, ответственного за технику безопасности.
Если индивидуальный предприниматель не готов нанимать такого специалиста, то он может обучиться. Чтобы попасть в «реестр перевозчиков грузов для собственных нужд» будет достаточно подтвердить профессиональную компетентность.
В тексте документа также указано, что нахождение в реестрах будет платным, однако сумма и периодичность взносов пока неизвестны.
Найдутся обходные пути
Новый закон только усложнит жизнь малому и среднему бизнесу, полагает Виталий Прокуроров, генеральный директор «Объединенной бетонной компании». «Правительство постоянно что-то придумывает и, как правило, не в лучшую сторону, особенно для малого и среднего бизнеса. Государство вообще ничем не помогает: они затыкают лазейки, а мы копаем. Придумали они реестр, ну и пусть создают. Значит, компании будут в аренду сдавать частникам транспортные средства, зарегистрированные на юрлицо. И обходных путей придумают миллион», — предполагает бизнесмен.
Его мнение отчасти разделяет генеральный директор транспортной компании «Неруд-трейд» Сергей Воронин: «Из-за частных игроков хаос на рынке грузоперевозок невероятный. И в принципе путь у них один, по которому они и идут: они должны определенным образом вливаться в структуру юрлиц и ИП, других вариантов нет».
В первую очередь физлица будут пытаться обходить закон, соглашается Артем Баршай, генеральный директор транспортной компании «Союзхимтранс-Авто».
«Мы должны понимать, что они работают в ущерб добросовестным налогоплательщикам. А правила для всех должны быть едиными», — добавляет предприниматель.
Цены вырастут
Впрочем, не все перевозчики настроены скептически, некоторые видят в новом законе позитив: сокращение числа частных перевозчиков (физических лиц), доля которых на рынке достигает 70%. Цены, по которым сейчас возят грузы частники, убивают компании, а реестр позволит транспортным предприятиям нормально существовать, надеется директор транспортной компании «ВВС-Транс» Мария Храпунова. «Реестр позволит регулировать цены и выживать компаниям, у которых сейчас бизнес нерентабельный.
К примеру, компания везет груз за 40 тысяч рублей, а частники готов ехать за 30 тысяч, то есть разница колоссальная, и по рынку это очень бьет», — объясняет Храпунова. При этом, по ее мнению, стоимость перевозок может возрасти примерно на 5-10%.