Как будем решать вопрос?
С мошенниками можно встретиться и в офисе, и в придорожном кафе. Какие схемы они используют и что нужно знать водителям и перевозчикам, чтобы не оказаться у них на крючке?
Предприниматель из Казани, а по совместительству – видеоблогер Константин рассказал о мошеннических схемах, с которыми ему доводилось встречаться во время работы в сфере автомобильных грузоперевозок.
Мошеннических схем много, и большинство из них примитивные. Наши жулики не доросли до сложных «многоходовок». Я, как перевозчик, могу поделить подобные инциденты на две группы – на обман со стороны заказчиков и на проблемы, которые случаются в дороге.
Мошенничество со стороны заказчиков
Довольно распространенный способ мошенничества – перепродажа груза. Пик этой практики пришелся на 2012-2014 годы; сейчас грузы перепродают реже, и всё же такое встречается. Это примитивная схема: мошенники принимают загрузку за 100 тысяч, а водителю предлагают доставить груз за 120 – и не оплачивают перевозку.
Как не нарваться на перепроданный груз? Разговаривайте с диспетчерами, пообщайтесь с завскладом, поговорите с логистами. Ставку вам, конечно, никто не раскроет, но кое-какую информацию о фирме вы получите.
Обычно такие заявки перепродают путем завышения ставок, пытаясь привлечь внимание перевозчиков. АТИ сейчас борется с этим: выкладывает графики посещаемости, предупреждает о недавней смене контактных телефонов, показывает рейтинги, но ухо нужно держать востро.
Бывает, что обмануть перевозчика пытается грузоотправитель: например, договорились вы на четыре тонны, а грузят вам все шесть. Тут ничего не докажешь, а на весы заедешь – еще и штраф схлопочешь. Опасный груз под видом обычного – это тоже, на мой взгляд, мошенничество. Все мы знаем, что перевозка опасных грузов осуществляется по особым правилам, за нарушения которых можно лишиться водительского удостоверения.
Иногда заказчики не оплачивают груз, ссылаясь на неправильно оформленные документы – отсутствие печатей, незаполненные поля или несоблюдение каких-либо специфических регламентов. Это скользкие нюансы могут не противоречить букве закона, но в действительности перевозчика обманывают, подставляют на сумму перевозки.
Мошенничество в дороге
На погрузке или разгрузке к вам могут подходить посредники и предлагать что угодно – шины, дешевую солярку, топливные карты, поддельные чеки. Они пытаются что-то продать по дешевке, начинают давить, внушать жертве, что ей что-то необходимо – а затем просят произвести предоплату.
Здесь правило железное: сначала стулья, потом деньги. Даже если решите купить что-то «с рук», никогда не давайте деньги вперед и не отправляйте предоплату.
Иногда мошенники вклиниваются между заказчиком и перевозчиком. Есть схема, при которой перевозчика просят доставить груз и заплатить по факту выгрузки. Мошенник сначала договаривается с заказчиком, затем – с перевозчиком, не позволяя им контактировать друг с другом. Когда машина приходит на выгрузку, мошенник получает деньги и исчезает. Перевозчик «попадает» на деньги и время, потраченное на рейс.
Многие говорят, что на дорогах не хватает взаимовыручки. На чувстве взаимовыручки, к сожалению, некоторые мошенники очень неплохо навариваются. Они создают ситуацию, в которой водитель начинает чувствовать, что он кому-то чего-то должен.
Распространены подставы с другими автомобилями: легковушка подрезает грузовик, резко оттормаживается и провоцирует ДТП, а водителя выставляют виноватым. На место вызывается ГАИ и по ОСАГО взыскивается ущерб. Еще один вариант – ДТП, в котором имитируется порча какого-либо имущества: ноутбука, телефона, дорогих часов или телевизора в багажнике, который якобы треснул.
Случаются подставы и на пешеходном переходе: пешеход вроде бы не пострадал, но утверждает, что нес, например, ноутбук, а он разбился, и надо этот вопрос решать. Перевозчик рад, что пешеход живой и здоровый, а привлекать за наезд его не будут; он соглашается выплатить «компенсацию». Мошенники пошли хитрые. Они не давят на водителя, а ставят его в такие условия, когда тот сам отдаёт деньги. Подводят его к этому намёками: «Как будем решать вопрос?»
Частенько случаются подставы с попутчиками. Посадил водитель кого-то в кабину – и сам себя приговорил. Через определенное время его поджимают, начинают вешать лапшу, что он похитил кого-то.
Если попутчик женщина, то могут обвинить в изнасиловании — это тоже распространенная схема.
Совет в этом случае простой: никого не пускайте в кабину!
Мошенники на легковом автомобиле могут вас обогнать и показать какой-нибудь жест рукой, например, сигнализировать о проблемах с колесом. В таком случае вы всегда должны быть настороже. Если решите остановиться и выйти из машины, берите деньги и ценные вещи с собой! Даже если видно, что с машиной действительно что-то не так, расслабляться нельзя. Проколотое колесо и масляные пятна могут быть делом рук бандитов.
Мошенник старается вывести водителя из зоны комфорта, создать стрессовую ситуацию. Как от неё защититься? Если есть возможность, закройтесь — хоть в кабине, хоть в туалете придорожной гостиницы — и позвоните тем, кому доверяете, друзьям или родным. Постарайтесь успокоиться, понять что к чему и оценить ситуацию трезво. Если видите, что дело принимает серьезный оборот, звоните в полицию. Многие «разводчики» боятся правоохранителей как огня и как правило быстро «съезжают», когда они появляются на горизонте.
Рекомендации такие:
— Не доверяйте незнакомцам!
— Не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
— Если вы попали в сложную ситуацию и не понимаете, что происходит – обратитесь за помощью к знакомым, коллегам, в полицию!
— Взаимовыручка нужна, но помните, что мошенники могут ей прикрываться!
Берегите себя!