Дальнобойщики Коми: «Почему даже пустые фуры показывают перегруз на пунктах весового контроля?»
10 января в районе Затонского моста произошло страшное ДТП — автобус столкнулся с лесовозом. Авария вскрыла серьезную проблему: лесовозы подвергают опасности других участников дорожного движения, объезжая пункты весового контроля.
Водители грузовиков в Коми вынуждены делать «крюк» для того, чтобы избежать огромных штрафов за перегруз своих транспортных средств. По информации источников, весоизмерительное оборудование на этих пунктах работает некорректно — иногда датчики пунктов весового контроля показывают перегруз, даже если грузовик пустой (без груза). Об этом анонимно сообщил водитель большегруза. «Об этом несоответствии, которое влетает в копеечку и водителю, и коммерсанту, мне рассказали знакомые дальнобойщики по рации. «Некорректные» пункты весового контроля есть на первом километре дороги «Визинга — Койгородок», на трассе «Сыктывкар-Ухта» у поворот на Зеленец», на первом километре объездной «Эжва-Киров» и на первом километре дороги «Лесозавод-Затон», — сетует водитель. По его словам, перевозчикам нужно научиться отстаивать свои права. Но среди нет лидера-правдоруба, который потянет за собой остальных. Все держатся за свои работы, чтобы прокормить семьи.
В министерстве строительства и дорожного хозяйства Коми рассказали, что с пунктами контроля все в порядке. Их поверку ведомство проводит каждые шесть месяцев. «В ноябре 2018 года система получила свидетельство о проверке и признана пригодной к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений», — сообщают в местном Минстрое. По информации специалистов ведомства, водитель, который получил по его версии необоснованный штраф, может в досудебном порядке обратиться в Госавтоинспекцию региона и обжаловать его. ГИБДД МВД по Республике Коми располагается по адресу — улица Домны Каликовой, д. 27. Тел. 8 (8212) 28-29- 56, 28-29-57, 28-29-58.
Разъяснение Минстроя Коми: как работает весовой контроль
Автоматический весогабаритный контроль на дорогах Коми работает с 19 декабря прошлого года. Сначала грузовики проезжают через пункт, затем система определяет весовые и габаритные параметры, скорость движения, распознает автономера (государственные регистрационные знаки – прим.) и фиксирует транспорт на фото.
Если есть нарушение, водитель видит регистрационный знак своего транспорта на информационном табло. Табло имеет 4 поля: верхние 2 поля — это нарушение габаритов, нижние 2 поля — это нарушения весовых параметров. Если транспортное средство превысило габариты и вес, то номерной знак будет показан вверху и внизу одновременно. Если нарушен один показатель, то напротив соответствующего нарушения высветится регистрационный знак. После этого данные по грузовику передается на центральный сервер. Там проверяется наличие специального разрешения и соответствие ему параметров транспорта. При выявлении нарушения законодательства информация поступает в ЦАФАП ГИБДД для вынесения штрафа владельцу грузового автомобиля.
Напомним, информация о некорректной работе пунктов весогабаритного контроля регулярно поступает со всех регионов страны.
Один из самых резонансных случаев произошел в Приморском крае, когда сотрудники весогабаритного контроля были уличены профсоюзом транспортных перевозчиков Приморья в неправильной эксплуатации весоизмерительного оборудования, в результате чего грузовики при взвешивании «толстели» на 30-40%, а водители получали огромные необоснованные штрафы.
В последствии, при участии председателя профсоюза приморских дальнобойщиков Петра Куприянова, через суд удалось признать все штрафы ГИБДД за перевес незаконными и отменить.
В июле 2016 года, после запуска Росавтодором автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), ассоциация «Грузавтотранс» провела открытый показательный эксперимент, демонстрирующий некорректную работу весоизмерительного оборудования и законодательные пробелы в системе. В Санкт-Петербурге на стационарном пункте весового контроля в Шушарах 15 грузовых автомобилей в добровольном порядке прошли контрольное взвешивание. В качестве груза были использованы контейнеры, цемент, песок, бетон, щебень, грунт. По каждому автомобилю был составлен протокол с фиксацией замеров по осям, типу, марке транспортного средства, его общей, фактической и допустимой массы, а также с указанием собственника.
В результате из 15 автомобилей у 9 нагрузки на ось превышали допустимые в диапазоне до 30 %. При этом ни один из экспериментальных автомобилей не просто не имел перевеса с точки зрения предельно допустимой массы, но загружен был только частично.
По мнению экспертов, штрафы за превышение перевозчиками разрешенных весовых условий движения транспортных средств являются неадекватными и научно не обоснованными. Система весогабаритного контроля в совокупности с некорректной работой весоизмерительного оборудования наносит бизнесу серьезный ущерб – многие участники рынка после получения штрафов в полмиллиона рублей оказался на грани разорения.
От редакции RTP
Следует отметить, что государство со своей стороны подходит к вопросам организации системы весогабаритного контроля довольно последовательно: сначала был изучен опыт европейских стран по организации автоматизированного весогабаритного контроля, затем один из таких пунктов был построен на автомобильной дороге А-114 «Вологда-Новая Ладога», получен опыт его эксплуатации, далее началась активная пропаганда разрушающего воздействия грузовиков на автомобильные дороги, в ходе которой все грузовики – и до 12 тонн и более — были названы «большегрузами», хотя этот термин в профессиональном сообществе применялся ранее только к автотранспортным средствам, превышающим национальный весогабаритный стандарт (общая масса более 44 тонн и (или) нагрузка на ось более 11,5 тонн). В настоящее время государство приступило к следующему этапу — созданию единой системы весогабаритного контроля. Это, с одной стороны.
С другой – перевозчики также профессионально и поступательно должны научиться отстаивать свои интересы, чего в настоящее время не наблюдается: в России нет сильных объединений и ассоциаций, нацеленных на конструктивный диалог с властью.
А вопросов много. Один из них – это научное обоснование самого размера вреда, наносимого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам различных категорий. По информации источника в РосдорНИИ, размер начисляемого большегрузам вреда не имеет четкого научного обоснования. Отсюда и громкие научно не подтвержденные заявления главных дорожников о том, что грузовики якобы ежегодно наносят автомобильным дорогам вред в два раза превышающий размер выделяемых средств на их ремонт и содержание.