На юге России бастуют перевозчики зерна
Перевозчики зерна протестуют против низких цен на их услуги. Они отказываются от предложений работы и призывают своих товарищей следовать их примеру. Плата за перевозки, считают активисты, должна вырасти в два-три раз – только тогда бизнес станет рентабельным.
Что происходит
Всероссийский «бойкот» – если так можно назвать эту акцию – был назначен на 20 января 2019 года. В этот день водители большегрузов в разных городах и населённых пунктах организовывали встречи (как правило, неподалёку от элеваторов), где обсуждали, на какую оплату стоит, а на какую – не стоит соглашаться. Приглашали на собрание через группы в соцсетях и мессенджерах. Видеоотчёты с мероприятий позже появились в интернете. В Ростовской области встречи прошли на стоянке «Орёл» под Батайском, в Сальске, по дороге в пос. Целина. Опубликованы также видео встреч из Славянска-на-Кубани, Кореновска, Успенской (Краснодарский край) и некоторых других населённых пунктов Кубани и Ставрополья.
Судя по роликам и сообщениям в соцсетях, собрания дальнобойщиков проходили (и проходят) мирно, особенно не привлекают внимания исполнительной власти и правоохранителей. Agrobook.ru не известно ни об одном случае задержания водителей зерновозов.
На нескольких роликах видно, что протестующие подходят к водителям большегрузов, которые не принимают участие в забастовке и продолжают возить зерно. Разговор происходит на повышенных тонах, зачастую с матом. Активисты объясняют: забастовка поднимет цены на перевозки, но только если не будет «крыс», которые продолжат работать за копейки.
– Ты за что семью свою собираешься кормить? Тебе что, хуже будет, если 6-7 рублей сверху упадёт к твоему рейсу через неделю? – обращается к одному из водителей автор видеоролика.
– Постоять надо 3-4 дня! – добавляет другой.
Иногда звучат и прямые угрозы:
«Кто едет в Целинский район, знайте: КАМАЗы не пускаем и не пустим!» – говорит автор другого ролика.
Чего хотят перевозчики
Забастовка вызвана катастрофическим падением цен на рынке перевозок. По словам главы ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, сегодня более 70% полученных денег предприниматель тратит на покупку топлива. Если учесть другие расходы (налоги, «Платон», ремонт автотранспорта, суточные водителям), прибыли не остаётся никакой.
– Цены стали падать где-то с середины октября, – говорит перевозчик Евгений из Ростовской области (попросил не называть его фамилию, чтобы его не сочли «зачинщиком бунта»). – Уборка прошла, транспорт начал освобождаться и цена стала резко падать, причём непонятно, почему. Цена на пшеницу в портах растёт, на топливо – растёт, а мы страдаем. Много появилось посредников: перекупщиков, логистов, диспетчеров. Раньше они обходились пятью копейками с килограмма, но теперь, видимо, аппетиты выросли.
Демпинг цен устроили недобросовестные игроки рынка, считает глава «Грузавтотранса». Грузоотправители заставляют перевозчиков ездить с перегрузом – и те соглашаются в надежде хоть что-то заработать.
– В одну машину по три начали грузить и у других перевозчиков забирать работу, – объясняет Владимир Матягин.
Интересно, что диспетчеры, предлагающие отвести зерно сельхозпродукцию из одного пункта в другой, не стесняются заранее указывать в объявлениях, что будет перегруз – перевозчика предупреждают, что ему придётся нарушать закон (причём дважды: сначала набивая до отказа транспортное средство, а потом – отстёгивая деньги «за беспрепятственный проезд» через весовой контроль).
Выход дальнобойщикам видится только один – отказаться от работы, пока зернотрейдеры не начнут предлагать достойную оплату.
– Будем отталкиваться от расстояний. До 100 километров — 6 расстояний. Меньше – не ехать, – говорит активист на встрече в селе Красногвардейском.
Под словом «расстояние» перевозчики понимают коэффициент, на который следует умножать километры, чтобы понять, какую минимальную цену требовать за перевозку.
– Привожу пример. Едем мы с Красногвардейского в Новороссийск. Расстояние у нас — 400 километров. Согласно таблице расстояний, умножаем на 4. Это у нас получается 1 600 рублей за тонну, то есть 1,6 рубля килограмм. Это минимальная расценка, – рассказывает активист.
– Теперь, мужики, наша задача – до всех это донести. Чтобы не пёрлись за копейки на погрузки. Не важно, 40 тонн он везёт или 50.
Перевозчики объясняют, что коэффициент за километраж они рассчитывали, исходя из того, что фура вмещает 25 тонн зерна – не больше порога, разрешённого законодательством. Рассчитав справедливую цену по таблице, перевозчик сможет не только получить прибыль, но и отложить деньги на последующий ремонт автотранспорта. Нынешние расценки на перевозки сделать и то, и другое, не позволяют.
В сети встречаются и другие предложения: например, рассчитывать минимальную цену на перевозку, исходя из расхода топлива.
«Норма загрузки — 22 тонны. Средний расход авто — 45 литров (у кого меньше — плюс к доходу, у кого больше — стимул привести к норме)
Средняя стоимость ДТ — 47 рублей (с официальных АЗС, корректируемый с как с поднятием так и с понижением)
Коэффициент приводящий потраченное топливо к 100% сумме – 3,3
Пример: Рейс с плечом 200 км: 200*2*0,45*47*3,3= 27918 рублей (8375 топливо, 8375 амортизация, 8375 доход, 2793 накладные расходы (налоги терминалы и т.д.))
Для коротких расстояний предлагаем установить дополнительный повышающий коэффициент 30% при расчетах равный 1.3
Пример: 27*2*0,45*47*3,3*1,3=4899,6
Простой считать после суток после прибытия к месту разгрузки в размере 3000 рублей (700 – суточные, 700 – прогрев-подзаряд, 1600 – упущенная прибыль)»
– Каждый должен с себя начать и со своей порядочности. Сейчас определились по вот таким ценам, значит всё – не едем, пока такой цены не будет. Все узнают – так хотя бы все, весь наш Ставропольский край не будет выезжать, – говорит один из активистов на встрече.
Вырастут ли цены на перевозки зерна?
Активисты не могут ответить на вопрос, когда закончится забастовка зерновозов.
– Логический её финал – поднятие цен, – говорит Владимир Матягин. – Но акции протеста вряд ли приведут к решению вопроса. Завтра трейдеры поднимут цены, послезавтра – опустят.
Владимир Васильевич объясняет, что хорошо понимает мотивы протестующих: людям надоел бардак на дорогах, они устали от того, что заработать что-то можно только нарушая закон. «Грузавтотранс» также пытается с этим бороться.
– Но я бы всё-таки акцентировал внимание на нарушения весогабаритных требований – и, став свидетелем перегруза, вызывал органы власти, прокуратуру, привлекал нарушителей к ответственности, – говорит Матягин. – Тогда перегружать машину будет невыгодно, и цены на перевозку станут честными, рыночными.
Если цена поднимется, но не будет должного контроля, послезавтра найдутся ухари, которые решат по большой ставке перегрузить машины и хапнуть побольше. Должна существовать неотвратимость наказания.
Agrobook.ru попросил главу «Грузавтотранса» прокомментировать расчёты стоимости перевозок, которые вывели перевозчики зерна. Владимир Матягин ответил, что они не совсем точны – потому что в расходах не учтена, например, оплата налогов. С другой стороны, глава объединения согласился, что справедливые расценки должны быть в два, а то и три раза выше нынешних.
– Маржа в 5-10% должна оставаться у перевозчика. Если цены вырастут в два раза, перевозчики хотя бы в поле рентабельности войдут.
Agrobook.ru писал, что «Грузавтотранс» направлял письма президенту России, премьер-министру и главам Минтранса и Минсельхоза, где сообщал о критическом положении в отрасли. После этого Владимира Матягина пригласили на встречу в аграрное ведомство, где заверили, что хотят как можно скорее урегулировать вопрос с перевозчиками.
– Мы попросили организовать встречу с зернотрейдерами — чтобы можно было решить вопрос взаимодействия. Подписать, может быть, хартию – трейдеры должны отказаться принимать машины с перегрузом. Если они пойдут на это, у нас будет стабильный рынок. Решение проблемы с ценами есть. Воля должна быть – со стороны контролирующих органов.