«Хуже, чем в 90-е»: бандиты держат в страхе перевозчиков Казахстана
Казахстанские перевозчики жалуются на грабителей, орудующих на ночных трассах Алматинской области. Полиция бездействует, а обращаться в СМИ предприниматели боятся: говорят, бандиты могут и фуру сжечь.
Восточноказахстанские владельцы компаний, перевозящих грузы из Алматы для других предпринимателей и частных лиц на автотранспорте, обратились к местным общественникам и abctv.kz. Они утверждают, что ущерб в сотни миллионов тенге понесли перевозчики со всего Казахстана по причине массовых краж товара прямо из фур на дорогах Алматинской области. Многочисленные обращения в органы полиции и средства массовой информации, по их словам, не принесли желаемого результата: злоумышленники и товары не найдены, правопорядок не обеспечен, а грузоперевозчики платят ущерб своим клиентам из собственных карманов.
Чёрный квадрат
Индивидуальный предприниматель Александр Барашков из Усть-Каменогорска рассказал, что занимается перевозкой сборных грузов из Алматы. Его фирма уже понесла убытки в 9 млн тенге, которые приходится возвращать клиентам из своих средств.
«Только за последний год было три случая, когда резали наши машины. Это происходило примерно возле Талдыкоргана, сёл Жансугуров, Саркан. Неизвестные каким-то образом забираются на верх фуры, вырезают ровный квадрат, с него выбрасывают коробок 10-30, затем благополучно убегают, – рассказал Александр Барашков. – Содержимое коробок – одежда, которую везли из Алматы для магазина «Де-факто» в Усть-Каменогорске, картриджи для заправки принтеров, всякая мелочёвка. Кражи обнаруживаются только по прибытии фур в Восточный Казахстан. Мы вызывали полицию, предоставили им все списки товаров. Местная полиция всё отправляла в районы, где кражи были предположительно совершены. Оттуда идёт отписка, срок рассмотрения выходит, и полиция дело закрывает».
По словам Александра Барашкова, пострадавших предпринимателей немало как в отдельно взятой ВКО, так и по всей стране. Они писали письма повсюду, дважды сюжет о них выходил на республиканском телеканале. После этого их вызывали в ДВД Алматинской области, но по факту ситуация не изменилась.
«Через неделю после выхода репортажа опять у усть-каменогорского предпринимателя Виктора Тайбазарова машину порезали, – говорит Александр Барашков. – Но после нам стали звонить перевозчики из Астаны, Караганды, у них такая же ситуация».
«Есть серьёзный ущерб – от 120 тысяч до двух миллионов тенге каждый раз. Число хищений идёт на десятки. Перевозчики от этого очень сильно страдают, но многие боятся обращаться в СМИ, мол, им могут фуры поджечь, будет ещё хуже».
Как говорит Александр Барашков, его компания вышла из ситуации, укрепив крыши машин. Но с автомобилями, привлечёнными для перевозок со стороны, этого сделать не получилось. Также водителям запретили находиться в дороге ночью.
Но эти временные меры, по мнению Александра Барашкова, не спасут бизнесменов. Сейчас рано начинает темнеть, из-за гололёда водителям приходится на трассе ещё больше снижать скорость. Он рассказал, что из-за объездных трасс в районе Талдыкоргана машинам и так приходится ехать медленно, сбавляя скорость до 20 км/час. Злоумышленникам это на руку. По словам Александра Барашкова, в большинстве случаев компании-автоперевозчики не могут застраховать перевозимый груз.
«Товар страхуется на определённую сумму, но мы не всегда сразу можем предоставить страховой компании документы на товар, какой везём. Клиентов может быть около сотни, только у 20 процентов есть на руках документы», – объясняет он.
Полиция бездействует?
«После краж, наших заявлений по прибытии машин меня вызывали в криминальную полицию ВКО. Там мне сообщили, что её полномочия заканчиваются за пределами региона, – говорит предприниматель. – Я специально поехал в ДВД Алматинской области. Мне сказали, что взяли дела на контроль, отписались. На этом тишина. Ссылаются на то, что Алматинская область делится на районы, и друг на друга ссылаются, мол, кража обнаружена только в Усть-Каменогорске, но если посмотреть видеокамеры, которые есть на автодорогах Алматинской области, то можно определить, на каком участке машина была целая, а на каком её уже порезали».
Другой предприниматель из Усть-Каменогорска, Виктор Тайбазаров, уверен, что поймать злоумышленников не проблема.
«Но этого почему-то не делается, – считает он. – Мы возим грузы из Алматы в Семей и Усть-Каменогорск. Все кражи совершаются на территории Алматинской области.
Особенно опасен участок от Алматы до Ушарала. За этот год было два нападения на фуры в летнее время. Похищали товары народного потребления: одежду, обувь, аппаратуру. Каждый раз было по два-три-пять миллионов тенге ущерба. В 2017 году у нас вскрыли четыре машины».
Виктор Тайбазаров рассказал, что в июле прошлого года водитель увидел дыру в фуре ещё перед Талдыкорганом, вызвал службу «102» в 12 часов ночи, но полиция приехала только в шесть утра. Не дождавшись её, машина уехала. Уже в Семее написали заявление в местную прокуратуру, но проблема не решилась.
Предприниматели охотно делятся номерами телефонов своих коллег по несчастью из других регионов Казахстана, рассказывают их истории.
Предприниматель Светлана Крылова из Астаны занимается доставкой грузов два десятка лет. Её компания перевозит медикаменты, детское питание, продукты, одежду, обувь, бытовую технику. Клиенты – это торговые дома, бутики, рынки, магазины столицы.
Светлана Крылова говорит, что сейчас ситуация серьёзнее, чем в лихих 1990-х годах. Тогда преступников, обворовывавших машины на автотрассах, находили, похищенное возвращали. Сейчас – нет.
По её словам, массовые кражи у столичных автоперевозчиков начались два года назад. Размер похищенного – от 800 тыс. до 20 млн тенге. Последняя кража была у её знакомых из Астаны месяц назад. После кражи своей фуры Светлана Крылова сама вылетала в Алматы, проводила собственное расследование, нашла в степи коробки со своим товаром. Общение с полицией не дало результатов – преступников так и не нашли. Светлана Крылова говорит, что она вместе с другими предпринимателями писала заявление в МВД РК, просила взять расследования на контроль, но ответа не получили. По её словам, кражи происходят в 40-60 км от Алматы. Украденный товар преступники, наверняка, сдают на тамошних барахолках.
«Я же могу приехать в Алматы, сама повезти полицию на трассу, покажу, где на фуры запрыгивают эти воры, где выбрасывают товар. Прошу полицию: организуйте засаду, посидите неделю, вы такую банду поймаете! Никто ничего не делает. На связь никто не выходит», – говорит бизнесвумен.
Надо разбираться с каждым случаем
Руководитель отдела государственного языка и информации – пресс-секретарь начальника ДВД Алматинской области Сергей Незнаев сообщил abctv.kz, что по каждому факту обращения предпринимателей обязательно проводится досудебное расследование.
«Мы в курсе этих событий, но люди обращались в полицию по месту возвращения. При этом не могут указать, в каком конкретно месте у них произошло хищение: или это было в Алматы, или в Алматинской области, или в другом регионе, – говорит Сергей Незнаев. – По каждому обращению обязательно возбуждается уголовное дело и проводится расследование. Иногда выясняется, что некоторые водители сами идут на какие-то уловки, чтобы уйти от ответственности. У нас были факты, когда водитель сам совершал хищение. Также были случаи, когда заявляли о хищениях, мы начинали работать и выявляли, что таких фактов не было».
Также Сергей Незнаев привёл пример, когда предприниматель обратился в полицию Алматинской области с заявлением о хищении товара в пути. Но оказалось, что товар был застрахован, владелец компании и водитель вступили в сговор для получения страховки.
«Когда мы отследили эту цепочку и нашли груз, привлекли их к ответственности – вот это был фурор! Вообще, у каждого водителя есть тестер, который следит за их движением, не отклоняется ли машина от маршрута, где делает остановку. Хищение возможно только при остановке. Эти моменты мы легко отслеживаем: сколько водитель стоял, куда заходил. Опрашиваем свидетелей, было ли в поле видимости транспортное средство, кто его сопровождал. Мы разбираемся детально, откуда водитель ехал, кого брал в попутчики, с кем разговаривал. У нас есть видеофиксация. Машины проходят через наши посты, где мы видим, кто у них в кабине сидит. Есть ли посторонние, вскрыт тент или нет. Водитель, который обнаружил кражу, не должен трогаться с места, пока не прибудет оперативная группа. Надо дождаться разбирательства на месте», – советует Сергей Незнаев.
По каждому конкретному случаю Сергей Незнаев выразил готовность предоставить ответ на письменный запрос.
Но некоторые предприниматели, не надеясь на органы полиции, пошли на дополнительные траты для обеспечения безопасности грузов: закрывают крыши твёрдыми материалами, ставят на крышах фур и к замкам задних дверей видеокамеры, мониторы выводят в кабину.
Они запрещают водителям отправляться в путь ночью, приказывают ночевать на базах. Правда, приходится задерживать доставку грузов, и далеко не каждый может позволить «видеоначинку» для всех фур.
Председатель Совета деловых женщин при НПП «Атамекен» Елена Березинская-Абилова, к которой восточноказахстанские автоперевозчики обратились за консультацией, говорит, что проблема носит системный характер.
«Мы им посоветовали обратиться в Палату предпринимателей ВКО, областной профсоюз работников предпринимательства. У грузоперевозчиков есть отношения со своими клиентами, у кого-то даже идут судебные процессы. Есть проблема в том, что перевозчики транспортируют товар по себестоимости, а сейчас им компании стали выставлять иски с торговой надбавкой. Мы предложили перевозчикам собрать всю информацию, которая у них есть, и обратиться в рабочую экспертную группу при Общественном совете ВКО. Тогда она попадает в мониторинг, им будут помогать общественники. Сообща попробуем решить проблему», – сказала она.