1
25 октября 2018

Россия не пропускает товары из ЕС в Казахстан



Вступив в Евразийский экономический союз, Казахстан рассчитывал получить доступ к общему рынку более чем в 150 млн человек, но оказался заложником экономических и политических амбиций России, которая не пропускает товары из ЕС в Казахстан .

Российские ветеринарные и таможенные службы задержали на границе Республики Беларусь и РФ пять поездов и три контейнера с более чем 2 тыс. тонн скоропортящейся продукции (мясо птицы, мясо рыбы и икра) для Казахстана. Смоленские таможенники запретили транзит, сославшись на указ президента РФ №560 от 06.08.2014 года, согласно которому ввоз этих товаров на территорию РФ запрещен.

«Однако указанный товар не является ввозимым на территорию РФ, а следовал по режиму международного транзита через территорию стран участниц ЕАЭС: Республика Беларусь, Российская Федерация, до конечного пункта назначения в Республике Казахстан, — утверждает Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». — Досмотр контейнеров проводился на железнодорожных платформах, под открытым небом, во время сильного дождя, с нарушением условий хранения продукции и без участия представителей отправителей, получателей, экспедитора».

Остановка транзита стала сюрпризом для казахстанских предпринимателей. Прежде по этому маршруту с разрешениями на ввоз в Казахстан проходили аналогичные грузы, претензий со стороны российских надзорных органов не возникало.

В связи с инцидентом палата казахстанских предпринимателей направила претензию в Федеральную таможенную службу РФ, в Россельхознадзор с просьбой разрешить данную проблему.

СВХ-фактор «российско-казахстанской дружбы»

Россия стала территорией «непроходимости транзита» для Казахстана еще со времен создания Таможенного союза в 2010 году. Причем каждый раз находились новые причины отказать в транзите или задержать грузы в дороге. Создание ЕАЭС в 2015 году ситуацию кардинально не изменило.

В начале сентября 2015 года Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ ввела процедуру полного таможенного досмотра грузовых машин, следующих из Европы в Казахстан транзитом через Россию, и задержала 150 фур с грузом.
Летом 2016 года на украинско-российской границе российские таможенники задержали 72 железнодорожных вагона, следовавшие в Казахстан и Кыргызстан. Тогда же на белорусско-российской границе остановили 55 вагонов, которые шли в Казахстан.

Порой дело доходило до абсурда. С одной стороны, в начале марта 2014 года Россия отменила приказ ФТС «О действиях должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров», с другой стороны, продолжала диктовать казахстанским перевозчикам маршрут перевозки товаров. В частности, российские таможенники требуют от казахстанских перевозчиков при транзите ставить отметки в товарно-транспортных накладных в пунктах пропуска РФ, находящихся вблизи государственной границы Республики Казахстан. Кроме того, при пересечении внешней границы тогда еще Таможенного союза через международные автомобильные пункты пропуска РФ казахстанским перевозчикам устанавливают маршрут следования, согласно которому необходимо проставить отметку в CMR (транспортная накладная международной перевозки грузов) на российско-казахстанской границе. Кроме того, российские таможенники принудительно помещали фуры с товарами для Казахстана на склады временного хранения (СВХ) для проведения полного таможенного досмотра. Все это создавало для казахстанских перевозчиков большие неудобства, бумажную волокиту и вело к потере товара, особенно, при перевозке скоропортящейся продукции.

Вмешательство вторых лиц государств-членов ЕАЭС тоже не способствовало решению проблемы. Так, 29 мая 2015 года в Бурабае (Казахстан) премьер-министры стран ЕАЭС подписали документ, который обязал РФ открыть территорию для транспорта, идущего в Казахстан по системе МДП (транзитом без досмотра). А уже 3 сентября того же года ФТС РФ распорядилась весь транспорт, следующий в Казахстан, останавливать на российской границе и отправлять на склады временного хранения для досмотра.

Геморрой российской стороны

Вся эта история с принудительным помещением фур на СВХ связана с опасениями российской стороны, считающей своего партнера по ЕАЭС потенциальной страной реэкспорта санкционных продуктов. И для этого есть основания. По данным Россельхознадзора, с ноября по декабрь 2017 года на казахстанско-российской границе таможенники задержали 120 тонн груш и яблок из Казахстана, которые пытались провезти в Россию под видом кыргызской и китайской продукции. Чтобы хоть как-то урегулировать проблему россияне попытались инициировать встречу в Минсельхозе РК, но ведомство не смогло принять российскую делегацию.

Усилению подозрений к Казахстану способствует опыт работы России с Беларусью. Так, белорусские НПЗ, получая без пошлин российскую нефть, перерабатывают ее и поставляют нефтепродукты в Нидерланды и Великобританию. Из Беларуси в Россию реэкспортируются свежие овощи, фрукты, томаты и другая продукция, вплоть до креветок и раков.

После того, как Россия усилила контроль на границе, в первом полугодии 2018 года сократились поставки яблок и груш из Польши в Беларусь на $152 млн, а ввоз из экзотических стран — Бенин, Судан, Танзания — полностью прекратился. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свои подозрения в реэкспорте Россия автоматически распространяет и на Казахстан.

Конкуренция и давление

Россия использует принцип «непроходимости транзита» для Казахстана с целью получить преимущества в конкурентной борьбе на внутреннем рынке и рычаги политического давления на официальную Астану.

Поэтому, по мнению независимого эксперта Юлия Юсупова, проблемы Казахстана с транзитом грузов через территорию России могут носить искусственный характер. Санитарные и иные службы РФ, по словам эксперта, меньше всего думают о реэкспорте санкционных продуктов из Казахстана.

«Нельзя исключать элемент конкурентной борьбы, когда таким вот образом искусственно создаются препоны для казахстанских товаров, которые могут составить конкуренцию аналогичным российским»,
— предполагает Юсупов.

С другой стороны, полагает эксперт, «возможны и чисто политические моменты». «Например, российским чиновникам может не нравиться экономическое сотрудничество Казахстана со странами, с которыми у России плохие отношения», — резюмирует независимый эксперт Юлий Юсупов.

Автор: Дарья Зимак

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир