«Дорога как наркотик»: рассказ дальнобойщика, влюбленного в свою работу
Многие связывают работу дальнобойщика с романтикой: новые страны, впечатления, спокойствие и прекрасные пейзажи. Но мало кто видит обратную сторону этой работы: за перевозимый груз можно поплатиться жизнью, а после ночевки обнаружить, что твои вещи украли.
О своей работе рассказал водитель из Гомеля Илья Свириденко.
О первых рейсах
О том, что я свяжу свою жизнь с дорогой, знал еще с детства: меня привлекали большие автомобили, и я мечтал, как буду ими управлять. Водительское удостоверение я получил около 10 лет назад, а на управление большегрузов — 5 лет назад. Свою «карьеру» я начал с покупки микроавтобуса: тогда-то я и понял, что дорога, это как наркотик, затягивает и не отпускает.
Через несколько лет я пересел на большегрузы. Свой первый рейс помню смутно, только то, что с каждым километром эмоции накрывали все сильнее. Сначала рейсы были между Россией и Беларусью. Но любовь к дороге — это, конечно, хорошо, но работа непростая и хочется, чтобы за нее платили достойно. Поэтому я принял решение перейти работать в литовскую фирму. Тут и новые страны, и авто новые, не нужно их на коленке в чистом поле ремонтировать, платят тоже неплохо, а что еще нужно?
О питании и гигиене
Работа дальнобойщиком подразумевает то, что большую часть времени водитель проводит в кабине, и автомобиль превращается во второй дом. Все машины оборудованы спальными местами для одного или двух водителей. В некоторых есть кофеварки, микроволновки и холодильники. Остановиться на ночлег можно в специально оборудованных паркингах. Но случалось, что приходилось останавливаться на ночевку прямо на обочине.
Для приготовления еды я вожу с собой небольшие газовые баллоны, их в народе называют походными.
Придорожные кафе стараюсь не посещать — от чужой еды у меня часто изжога.
К тому же из-за малоподвижного образа жизни появляется лишний вес, поэтому за питанием стараюсь следить. А кроме того, за приготовлением еды время летит быстрее.
Почистить зубы и умыться можно в санузлах в паркингах или в местах погрузки. Там же есть оборудованные душевые. Но в жарких странах приходилось принимать душ прямо у машины, поливая себя из тазика или ведра. Но это уже совсем крайние меры.
О семье и подарках
Моя семья лояльно отнеслась к выбору моей работы: они с детства видели, что мне это нравится, поэтому отговаривать меня не стали. Конечно, родители и друзья переживают каждый раз, когда я отправляюсь в поездку, но современные средства связи позволяют списываться, созваниваться и даже по видеосвязи разговаривать. Я звоню родным при каждой возможности.
Так как поездки за границу — это моя работа, к ним я отношусь спокойно и обычно ничего себе не привожу. А вот знакомые и друзья просят магнитики.
Об опасных маршрутах и помощи
Опасной может быть любая дорога, не боятся только глупцы, а дорога таких не любит. Я катаюсь по всей Европе. Самым опасным маршрутом, я считаю Норвегию — зимой много снега, очень скользко. Приходится прибегать к спецсредствам: закреплять на колесах цепи. Но бывало, зимой я слетал на обочину или ломался в дороге. В таких случаях можно всегда попросить помощи по рации.
Коллеги в беде не бросят, а часто те, у кого есть свободное время, остановятся и помогут. На дороге по-другому нельзя: помогаешь ты, помогают тебе.
Самый дальний маршрут, который может быть у меня это юг Испании и Норвегия. Тогда мне приходится преодолевать около 5500 километров. Но такие долгие рейсы редкие. Мой самый дальний рейс это Брест — Улан-Батор. Проехать пришлось 7040 километров только в одну сторону.
О сне за рулем и ночных бабочках
В нашей фирме ценят людей и их труд, и если ты устал, значит нужно отдыхать. Некоторые, когда чувствуют, что их клонит ко сну, пьют припасенные энергетики или кофе. Но мне это не помогает. Я обычно выхожу на свежий воздух из кабины, могу поприседать, может немного размяться, умыться холодной водой. Тогда чувствую себя бодрее и отправляюсь в дорогу. Но не все так поступают. Некоторые в попытках заработать больше, нарушают режим труда и отдыха и засыпают прямо за рулем. Заканчивается это обычно плачевно. График мы сами себе выбираем: я работаю 2,5-3 месяца, потом месяц отдыхаю.
Иногда на дорогах встречаются девушки легкого поведения. Некоторые предлагают свои услуги за деньги, некоторые — бесплатно. Их услугами я не пользуюсь, считаю это неправильным.
О рэкете и бандитах
Назвать нашу работу безопасной сложно. На дорогах все также встречается воровство. Нажиться на нас пытаются разными способами: на ходу разгружают прицепы, ночами сливают топливо, травят водителей газом и обчищают кабины. Со мной ничего подобного, к счастью, пока не случалось. Когда сливают топливо, лучше поднять шум и не выходить из кабины, потому что не знаешь, сколько людей снаружи, вооружены ли они. Деньги, которые удержат за топливо, несоизмеримы с жизнью.
У моего знакомого не так давно пытались слить бензин из автомобиля. У вора был оборудован специальный отсек в прицепе фуры. Когда его «спалили», он набрасывался на людей с ножом.
Понятие «рэкет» уже потихоньку размывается. Это уже скорее оказание услуг по беспроблемному проезду некоторых участков дорог. По России и Азии я давно не езжу, поэтому о ситуации там рассказать не могу. А в Европе более распространены воровство, сливание бензина и отравление водителей газом. По моему мнению, по Европе плане стало немного опаснее ездить, чем в направлении России или Азии.
Об отношениях и праздниках за рулем
Так как я постоянно в разъездах, второй половинки у меня пока нет. На расстоянии отношения практически не построишь, а по приезду много дел, которые нужно решать. На личную жизнь времени крайне мало, да и девчат сейчас толковых все меньше и меньше.
Нередко мне приходится встречать праздники за рулем. Если это Новый год или день рождения, то стараюсь себя побаловать чем-нибудь вкусным, а потом снова в путь. А если выпадают выходные, то можно позволить немного чего-то покрепче с коллегами.
Может быть когда-нибудь я решу сменить дорогу на какую-нибудь другую работу, но это будет очень нескоро.