Цвет настроения белый
Государство усиливает меры по регулированию грузоперевозок, «серые» операторы уходят с рынка, а крупные транспортные компании расширяют сервис и готовятся покорять Китай.
С 1 января 2019 года автомобильные грузоперевозки между Россией и Китаем будут осуществляться по новому порядку. Он позволит отказаться от действующего ныне маршрутного принципа, по которому доставка грузов возможна только между заранее согласованными точками и только в приграничной зоне до 30 километров вглубь территорий. С нового года перевозчики обеих стран смогут на паритетной основе свободно передвигаться по территориям России и Китая.
Доставка грузов будет производиться без перегрузки и смены перевозчика. Основной принцип автоперевозок — «от двери до двери» — заработает в полную силу.
Это станет возможным благодаря практическому применению нового соглашения между правительствами России и Китая о международном автомобильном сообщении, подписанного 8 июня этого года. Стороны уже проинформировали друг друга о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу.
— Новое соглашение станет драйвером развития транспортного коридора между Азией и Европой и российско-китайских автомобильных перевозок. Оно будет способствовать кратному увеличению торгового оборота, развитию инфраструктуры, упрощению процедур и сокращению сроков доставки товаров, — заявил замглавы Минтранса РФ Николай Асаул.
Стали больше вывозить
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) согласны с тем, что российско-китайское соглашение кардинально изменит условия выполнения двухсторонних грузоперевозок. Правда, для успешного начала практической реализации договоренностей еще достаточно вопросов, требующих решения и определенных разъяснений. Над этими вопросами АСМАП работает совместно с китайскими коллегами.
— В отношении объемов следует отметить, что по-прежнему преобладающая их часть будет выполняться для обслуживания приграничной торговли между российскими регионами Дальнего Востока, Забайкалья и тремя северо-восточными провинциями Китая. А эти объемы превышают 2 млн тонн, — отметил руководитель группы мониторинга рынка департамента организации перевозок АСМАП Анатолий Пинсон.
— Перевозки вглубь Китая непосредственно до отправителей и получателей продукции, конечно, постепенно будут наращиваться.
По нашей оценке, огромный потенциал для развития таких перевозок имеют экспортеры и импортеры многих регионов Урала и Сибири. Но этот процесс не быстрый. Ведь надо наладить новые деловые контакты, заключить соответствующие контракты, сделать пробные перевозки, ознакомиться со всеми таможенными процедурами и т.д.
— Объемы грузовых перевозок между КНР и РФ демонстрируют стабильный рост на 10 — 20% ежегодно, — привел данные советник по развитию ГК «Деловые линии» Андрей Воленко. — Новый порядок поспособствует еще более активному росту за счет увеличения скорости движения товарных потоков, приведет к изменению логистических схем доставки товаров между нашими странами и позволит увеличить товарооборот. Последует и рост автомобильных перевозок. По оценкам наших экспертов, к новым условиям быстрее смогут приспособиться российские перевозчики, однако со временем и китайские операторы начнут осуществлять рейсы на территории России.
Исходя из сообщений отдельных перевозчиков о поступающих заявках от российской клиентуры на выполнение таких перевозок, в АСМАП прогнозируют, что в первый год количество перевозок вглубь Китая не будет превышать 100 рейсов ежемесячно.
Среди тех, кто готов выполнять такие перевозки с самого начала практической реализации нового соглашения, такие транспортно-экспедиционные компании, как «Глобалтрак», «Траско» (в частности филиал в Екатеринбурге) и ряд других.
По данным АСМАП, внешнеэкономическая конъюнктура, складывающаяся в текущем году, благоприятна для развития российского рынка международных автоперевозок. Внешнеторговый оборот России со странами Евросоюза за январь — июль по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 22,7%, с Китаем — примерно на 30%. За восемь месяцев этого года объемы международных перевозок на российском рынке увеличились на 5,6% до 21,3 млн тонн (импорт всего на 1,2%, зато экспорт — на 10,7%). Более высокими темпами обеспечивается прирост выполняемых объемов российскими перевозчиками. За январь — август ими перевезено 9,7 млн тонн (плюс 7,7%, при этом объемы по импорту возросли на 1,9%, а по экспорту — на 14,2%). Отрадно, что удельный вес экспортных отгрузок достиг почти половины общих объемов.
— Российским перевозчикам удалось существенно нарастить объемы по большинству ключевых направлений. К ним относятся перевозки в двухстороннем сообщении с Германией, Нидерландами, Францией, Бельгией, Италией. Особо необходимо выделить сохраняющуюся последние годы тенденцию значительного роста грузоперевозок на китайском направлении (плюс 18%). В первую очередь это касается экспортных отгрузок из России, доля которых увеличилась до 63,5%, — комментирует Анатолий Пинсон. — В то же время по наиболее грузоемким странам на российском рынке — Финляндии и Польше — имеется общее сокращение двухсторонних автомобильных грузопотоков, что привело к определенному уменьшению объемов по этим двум странам и у российских перевозчиков. Тем не менее ими в целом обеспечено дальнейшее увеличение доли своего участия на рынке международных автоперевозок, а в сообщении со странами Евросоюза — расширение ее за 52%.
Отдай 50 копеек с рубля
На внутреннем рынке автомобильных перевозок маржа грузоперевозчиков значительно снизилась, они теряют до половины своих доходов из-за резкого скачка цен на топливо, а впереди еще увеличение ставки НДС.
— Правительство планомерно удерживает курс на рост налогов, сборов и акцизов. Все участники рынка, в том числе и потребительский сектор, ощутили на себе значительный скачок тарифов на топливо, — дает расклад руководитель ГК «ИнтерТрансАвто» (Екатеринбург) Александр Волик. — Еще в первых числах июня тарифы на дизельное топливо колебались в отметке 40 рублей за литр. Менее чем через месяц в Свердловской, Костромской, Московской и других областях стоимость литра выросла до 44 — 45 рублей, а в северных и восточных регионах страны тарифы доходили до 48 рублей. За 14 лет работы мы не помним такого стремительного роста цен на дизельное топливо — более 10% менее чем за месяц. Такой резкий скачок цен очень чувствителен для рынка, ведь расходы на топливо составляют 40 — 50% тарифа на перевозку. Скоро нас ждет еще одно нововведение — поднятие ставки НДС на два процентных пункта. Если принять стоимость перевозки из пункта А в пункт Б за 100 условных единиц, то НДС и налог на прибыль составят не менее 20% или 20 условных единиц, «Платон» — 5 условных единиц, дизтопливо — 40 единиц, из которых 24 единицы (60%) — акциз. Итого с учетом налогов и отчислений с ФОТ — не менее 50 единиц. То есть
50 копеек с каждого рубля так или иначе уходит в бюджет.
Тем не менее эксперты отмечают, что независимо от внешних условий автомобильные перевозки по-прежнему остаются наиболее востребованными среди прочих видов. Ведущие игроки рынка проводят активную работу по сокращению затрат, автоматизации рабочих процессов (например, складской обработки груза за счет внедрения штрихкодирования и терминалов сбора данных), запуску новых ИТ-сервисов, в том числе услуги личного кабинета клиента.
Генеральный менеджер по стратегическому развитию транспортной компании «Байкал Сервис» Андрей Хрюкин отмечает продолжение наметившегося еще в 2016 году роста объемов автомобильных перевозок сборных грузов:
— На ситуацию влияет интенсификация перевозок внутри страны между промышленно развитыми регионами, к которым относятся и территории, входящие в Уральский федеральный округ, что в частности происходит за счет увеличения российского производства (в том числе благодаря импортозамещению). Можно отметить также переход клиентов (все начали считать деньги!) с FTL (доставка отдельными еврофурами) на LTL (перевозки сборного груза) и увеличение отправок грузов со стороны физлиц (здесь ситуация по регионам неоднородна).
Андрей Воленко из «Деловых линий», напротив, говорит о замедлении роста грузооборота на рынке сборных грузов:
— Это результат сокращения объемов перевозок оборудования и товаров для строительного рынка, рынка продукции обрабатывающих производств, сегмента fashion в розничной офлайн-торговле. Интернет-торговля, в большей степени — трансграничная с Китаем, напротив, показывает уверенный прирост. Согласно статистике Data Insight, ежегодно количество онлайн-заказов растет более чем на 20%. Грузоперевозчики постараются нарастить объемы перевозок за счет привлечения клиентов данного сегмента. В этой связи произойдет улучшение качества сервиса доставки на «последней миле». Также не потеряет актуальности тренд «обеления» рынка грузоперевозок: усиление мер государственного регулирования приведет к постепенному уходу «серых» операторов.
В числе главных факторов, сдерживающих развитие в стране автомобильных грузоперевозок, Андрей Хрюкин называет сложно прогнозируемый рост цен на топливо и слабое развитие дорожной инфраструктуры. До некоторых областей и городов по-прежнему можно добраться только на поезде или самолетом. В то же время эксперт отмечает качественные изменения в этой части, произошедшие за последние годы в ряде регионов — центральной и южной России, Поволжье.
С каждым годом затраты на автомобильные перевозки возрастают. Помимо подорожания топлива это связано с введением в эксплуатацию системы «Платон», увеличением числа вводимых платных дорог, межрегиональными трудностями страхования и ростом стоимости ОСАГО, а также удорожанием транспорта и запчастей от курсовой разницы.
Неудивительно, что главной тенденцией этого года является дальнейшая консолидация рынка автомобильных грузоперевозок. За счет предпринимаемых государством мер, направленных на упорядочивание отрасли, с рынка постепенно уходят мини- и микроигроки. Сложный период переживает и ряд крупных компаний. В то же время эксперты считают, что отрасль становится более предсказуемой, прозрачной и цивилизованной. Для клиента транспортной компании цена сегодня уже не является единственным определяющим фактором при выборе подрядчика. На первый план выходят сроки доставки, уровень сервиса, филиальная сеть и удобство взаимодействия с компанией.
Транзит в приоритете
Грузоперевозки железнодорожным транспортом в Урало-Западносибирском макрорегионе продолжают стагнировать на фоне положительной динамики по России в целом. На всей сети Российских железных дорог за январь — август 2018 года объемы погрузки увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 2,9%, грузооборот прибавил 4,6%.
Погрузка на Южно-Уральской железной дороге за восемь месяцев сократилась к январю — августу 2017 года на 2%, грузооборот вырос на 2,3%. Наиболее значительно на ЮУЖД увеличились объемы погрузки зерна (в 2,1 раза), лесных грузов (на 34,2%), а также нефти и нефтепродуктов (на 7,6%). В то же время отмечаются серьезные потери в объемах погрузки промышленного сырья и формовочных материалов (минус 13,7%), химических и минеральных удобрений (10,6%), цветной руды и серного сырья (6,6%).
На Свердловской железной дороге за указанный период также наблюдается серьезный рост объемов погрузки зерна и продуктов перемола (в два раза), лесных грузов (на 14,6%), а также кокса (на 30,2%). При этом сократились показатели по цветной руде и серному сырью (на 4,4%), строительным грузам (на 2,9%), нефти и нефтепродуктам (на 1,5%). Всего на СвЖД погрузка за восемь месяцев оказалась на 0,2% ниже аналогичного периода прошлого года, а грузооборот прибавил 0,7%.
— На Свердловской железной дороге ситуация стабильная, — прокомментировал статистику директор Екатеринбургского филиала Первой грузовой компании Виталий Кущенко. — Сокращение в объемах перевозок строительных грузов, материалов для ремонта автодорог и щебня компенсировано приростом по другим номенклатурам, в частности углю. Пик погрузки пришелся на апрель — май. Он частично совпал с проведением больших сезонных работ по ремонту и модернизации железнодорожного пути, что способствовало замедлению продвижения грузовых вагонов на сети. Мы предпринимаем все необходимые меры для обеспечения потребностей грузоотправителей, в том числе реализуем программу повышения операционной эффективности парка, работаем над ускорением оборота вагонов и повышением уровня маршрутизации.
Виталий Кущенко отмечает, что в текущем году Свердловская магистраль увеличила объем приоритетного транзитного вагонопотока на 31% по отношению к прошлому году, это значительно замедлило перевозки местного назначения и повлияло на общую задержку всех грузов в пути.
Для повышения эффективности работы и объемов грузоперевозок СвЖД продолжает обновлять локомотивы и инфраструктуру. В сентябре этого года на Свердловскую магистраль поступил очередной современный электровоз 2ЭС10 «Гранит» в трехсекционном исполнении (с дополнительной бустерной секцией). До конца года Свердловская дирекция тяги в рамках инвестпрограммы РЖД получит еще девять таких машин, выпускаемых на предприятии «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.
— На протяжении ряда лет на СвЖД отмечается положительная динамика перевозок как собственных (с севера УрФО), так и транзитных (главным образом из Кузбасса) грузов в направлении портов северо-запада. Кроме того, в ближайшие годы прогнозируется увеличение погрузки предприятий Березниковско-Соликамского узла. Замена обычных локомотивов более производительными позволяет увеличить провозную способность магистрали и организовать вождение тяжеловесных поездов. «Граниты» с асинхронным тяговым приводом при стандартных весовых параметрах способны водить поезда весом на 40 — 50% больше, чем электровозы предыдущих поколений. Это позволяет осуществлять системное вождение поездов весом 8 и 9 тыс. тонн. Так, с января по август 2018 года на станциях Свердловской магистрали сформировано 317 тяжеловесных поездов, что на 15% выше уровня аналогичного периода 2017 года. Всего за восемь месяцев текущего года по СвЖД проведен 3181 тяжеловесный поезд, — комментирует пресс-служба Свердловской железной дороги.
На неэлектрифицированных северных участках Свердловской железной дороги ведутся подготовительные работы для организации вождения поездов массой до 9 тыс. тонн на газотурбовозной тяге. Первый серийный российский газотурбовоз ГТ1h-002 (работает на сжиженном природном газе) в июле этого года совершил две экспериментальные поездки с грузовыми поездами увеличенной массы и длины на участке Сургут — Лимбей — Коротчаево. В ходе эксперимента необходимо было подтвердить правильность расчетов месторасположения точек экипировки и заправки газомоторных локомотивов на севере Уральского федерального округа, а также определить критическую (максимальную) норму массы грузовых поездов для газотурбовозов серии ГТ1h на указанном участке. Цель испытаний — выход на поэтапную реализацию соглашения в области использования природного газа в качестве моторного топлива, заключенного РЖД с Газпромом и производителями железнодорожной техники (Группой Синара и Трансмашхолдингом). Основное преимущество газотурбовозов относительно других типов локомотивов — значительная мощность при сравнительно небольших размерах и массе. Даже при полной проектной нагрузке ГТ1h развивает скорость до 100 км/ч. РЖД планирует к 2023 году увеличить парк работающих на СПГ магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов с трех до 22 машин.
Чтобы обеспечить пропуск большего количества составов (для перевозки перспективного объема грузов), СвЖД ведет работы по развитию инфраструктуры. Так, приступили к реализации комплексного инвестиционного проекта развития направления Пермь — Соликамск. Завершаются строительство третьего электрифицированного пути на участке Косулино — Баженово на главном ходу Транссиба, строительство вторых главных путей на участке Тобольск — Сургут, 16 разъездов на участке Ульт-Ягун — Лимбей, а также реконструкция станций Тобольск, Демьянка, Сургут, выполняющих технические операции с поездами. Увеличена длина путей на станциях Седельниково, Мезенский, Тобольск. Адаптация приемоотправочных путей для тяжеловесных и длинносоставных поездов также предусмотрена проектами реконструкции станций Кунгур, Шаля и Войновка. Усиливаются системы тягового электроснабжения. Так, на главном ходу Транссиба введены в эксплуатацию подстанции Шумково и Субботники.
Расшивка узких мест и снижение себестоимости перевозок позволят железнодорожникам вернуть часть грузов, подхваченных в свое время автотранспортом.