Ленобласть ищет Ротенберга: в регионе намерены ввести аналог «Платона» на региональных трассах
Власти Ленобласти ищут инвестора, который внедрит на региональных трассах систему весогабаритного контроля – аналогичную федеральному «Платону».
Система должна заработать уже в 2019-м и приносить в дорожный фонд Ленобласти не меньше 750 млн рублей ежегодно. По крайней мере, на это рассчитывают в областном Комитете по дорожному хозяйству. Автодороги, которые находятся на балансе региона, серьёзно пострадали за последние два года от грузового транспорта. Водители избегают федеральных трасс, где действует система «Платон», и движутся в обход, повышая тем самым нагрузку на региональные магистрали. Естественно, в первую очередь, страдают регионы, где есть порты и высокий грузовой транзит.
Распространить действие системы «Платон» на такие трассы не позволяет законодательство. Однако внедрить собственную систему пространственного весогабаритного контроля за грузовым транспортом и взимания платы с автомобилей массой выше 12 тонн областные власти могут.
Для этого придётся закупить порядка 60 контрольных комплексов стоимостью 80–120 млн рублей каждый. То есть весь объём инвестиций в систему составит 6 млрд рублей.
По словам председателя Комитета по дорожному хозяйству Юрия Запалатского, правительство ЛО готово реализовать этот проект в режиме концессии, государственно-частного партнёрства или контракта жизненного цикла и ищет партнёров среди предпринимателей.
Весь объём дорожного фонда Ленобласти в 2018 году составил 7,5 млрд рублей. Сейчас он формируется преимущественно за счёт транспортного налога и акцизов на топливо. При таком бюджете у властей получается ремонтировать не больше 250 км дорог в год.
Чтобы состояние региональных автотрасс хотя бы не ухудшалось, надо ежегодно делать текущий ремонт на 500 км. Это требует расходов в объёме 5-6 млрд рублей. Поэтому область заинтересована в новых источниках пополнения дорожного фонда.
Напомним, основным бенефициаром системы «Платон» считается семья предпринимателей Ротенбергов. По изначальному замыслу, тариф для большегрузов должен был составлять 3,73 рубля за километр федеральной трассы. В результате протестных акций и забастовок дальнобойщиков плату снизили до 1,91 рубля за километр. С 1 июля 2018-го планировалось повышение до 2,15 руб. Это принесло бы федеральному бюджету 23 млрд рублей. Однако на фоне роста цен на топливо и других плохих новостей власти отложили это непопулярное решение, так что цифру ожидаемого дохода тоже скорректируют. Всего система «Платон» за первые два года работы позволила собрать с автоперевозчиков около 45,2 млрд рублей. По некоторым данным, около четверти этой суммы должна была получить компания-оператор.