Бизнес на крови, или Почему на тульских дорогах ежегодно гибнет население целой деревни
Трагедии на дорогах методично вбивают дополнительные гвозди в крышку тульского демографического гроба. Каждый год в Тульской области в ДТП погибают свыше 300 человек, попадают на больничные койки в десятки раз больше – около 3600 пострадавших. Такова официальная статистика.
Большую часть жизни водитель-дальнобойщик Константин Соколов провел за рулем. Соответственно, больше видел, больше замечал. О страшной аварии под тульскими Грумантами Константин узнал из сводок новостей и сразу, говорит, понял, о каком участке трассы идет речь. Неподалеку от места гибели пятерых человек в июне этого года на его глазах разбились пять машин. В дорожной битве тогда проиграли все – водители с пассажирами и легковушек, и грузовика «МАН».
«СМИ написали, люди поговорили, и как-то все забылось. До новой аварии со смертями. И так по кругу. А ведь бьются, по сути, в одних и тех же местах. Где действия тех, кто должен отвечать за безопасность? Устанавливать отбойники, менять разметку», — спрашивает туляк.
А в минувшую пятницу, 24 августа, в районе 200 км трассы М-2 «Крым» водитель легковушки «Лада Приора», предположительно, вылетел на «встречку», где столкнулся с «Камазом», перевозившим зерно. Эта авария в Щекинском районе, унесшая жизни сразу пятерых человек, для немой статистики — лишняя цифра в графе «убыло».
Почему же в кровопролитных дорожных войнах гибнут сотни людей?
Необъявленная война затянулась
Причины, по которым каждый год обрываются сотни человеческих судеб, ГИБДД давно известны. Тульское Управление их подробно перечислило в региональной госпрограмме «Повышение общественной безопасности населения в Тульской области» (от 26 января 2018 года).
На первом месте значатся запредельные скорости и игнорирование водителями правил, на втором – езда в пьяном виде, на третьем — игнорирование ремней и других средств безопасности.
В списке смертоносных факторов также фигурируют:
— эксплуатация старых, неисправных автомобилей;
— неудовлетворительные или «небезопасные системы общественного транспорта»;
— несоблюдение законодательства в сфере дорожного движения;
— слабая работа с населением по пропаганде безопасного поведения на дорогах;
— недостаточно развитая система оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Отметим, «плохое состояние улично-дорожной сети», вызывающее регулярные нарекания водителей, — лишь в середине списка «смертельной» аварийности. Не исключено, что в правительственном документе все перечисленные причины изложены в вольном порядке. А согласно данным федеральной ГИБДД, которая с 2015 года ведет детальную статистику обстоятельств каждой аварии, плохое дорожное покрытие — на третьем месте среди главных причин ДТП со смертельным исходом.
Напротив, самые аварийные участки дорог отдельного официального рейтинга не удостоились. Зато есть неофициальные, составленные различными организациями. Общественники констатируют – машины бьются, а люди гибнут, зачастую, в одних и тех же местах.
Тульские участки федеральных трасс не покидают лидирующие позиции всевозможных антирейтингов аварийности.
Так, в рейтинге безопасности автодорог по итогам 2017 г., составленном Межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог», трасса М-4 «Дон» стала второй по уровню опасности из девяти федеральных трасс, пропустив вперед только М-5 «Урал».
В позапрошлом году второе место всероссийского антирейтинга ОНФ оказалось у 246-го километра федеральной автомобильной дороги М-2 «Крым», которая проходит через город Плавск Тульской области. В июне текущего года на злополучном километре в крупной аварии столкнулись большегрузы «Камаз» и «МАЗ». Не обошлось без пострадавших. Ранее здесь же на неосвещенном участке водитель не заметил пешехода – нарушителя. Женщина оказалась в реанимации.
В целом в прошлом году на федеральные трассы, проходящие через тульский регион, пришлась почти третья часть всех погибших в ДТП на тульских дорогах: в 753-х ДТП скончались 76 человек, 941 — был ранен.
Президент сказал…
«Ежегодно в Тульской области совершается более 2300 ДТП, в которых погибают около 320 человек и получают ранения различной степени тяжести около 3600 человек», — с этих цифр начинается постановление тульского правительства «Об утверждении государственной программы Тульской области «Повышение общественной безопасности населения в Тульской области» в части снижения смертности в результате аварий.
Приведены конкретные цифры: «уменьшение погибших в ДТП с 320 до 274 человек»и сокращение погибших в ДТП детей с 16 до 4.
Задача перед ответственными структурами звучит в унисон президентскому наставлению — к 2024 году сократить смертность на российских дорогах в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.
А вот как чиновники предлагают бороться с неконтролируемым вымиранием трудоспособного населения:
«В ближайшей перспективе в целях преодоления негативных факторов необходимо уделить внимание повышению дисциплины участников дорожного движения, ужесточению предрейсового медицинского контроля, пропаганде основ безопасности дорожного движения среди детей и подростков, совершенствованию организации дорожного движения в крупных городах и особенно в областном центре, техническому перевооружению средств обеспечения безопасности дорожного движения, внедрению современных средств управления и контроля за работой транспорта на основе систем спутниковой навигации.
Вместе с тем предстоит еще много сделать для того, чтобы существенно снизить количество аварий на дорогах, снизить смертность и травматизм в результате ДТП. Проблема повышения безопасности дорожного движения выдвигается в ряд важнейших государственных проблем, решение которых является одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей».
За «казенными» формулировками не сразу разглядишь, как именно будут повышать дисциплину водителей. Ужесточением штрафов? И что подразумевает совершенствование организации дорожного движения?
В этой связи любопытен прогноз смертности в ДТП — проект стратегии безопасности дорожного движения до 2023 года, разработанный ГИБДД и растиражированный «Коммерсантом».
Общероссийская статистика смертности на дорогах, которая ползла вниз последние пару лет, вдруг резко наберет обороты. Увеличение среднего возраста водителей, старение автопарка, неконтролируемая автомобилизация населения — вот главные причины взлета смертельных аварий, считают авторы стратегии. И опять ни слова о состоянии самих дорог.
К слову, в облправительстве не так давно заявили о снижении «числа дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей, пешеходов и с участием детей, а также отметили повышение культуры поведения водителей на дорогах. Получается, возросшая автомобилизация населения в регионе не помешала упасть цифрам в статистике аварийности. Да и опасность, исходящая от возрастных водителей, согласно ежедневным сводкам ГИБДД по Тульской области, сильно завышена.
Словом, вывод экспертов «Коммерсанта», в руки к которым попала спорная стратегия, однозначен — для уменьшения роста смертельных ДТП никаких конкретных мер не предлагается: «Ведомственные структуры лишь сообщают о «приоритете экономических результатов хозяйственной деятельности» над сохранением жизни участников движения, и наличие «ряда экономических проблем», которые мешают принять необходимые меры по снижению аварийности».
Бизнес на крови?
«Мы живем в мире иллюзий, и нам это, похоже, нравится. Кому не нравится – вынужден мириться, потому что любую здравую идею у нас «сливают» и делают это в лучших традициях современной России — по закону. По нему же продвигают такие «перегибы», что вопросов возникает все больше, и больше», — размышляет водитель Андрей Иванов.
Автомобилист со стажем критикует новшество относительно недавнего времени – фоторадары. В своем возмущении туляк не одинок – кадры треног с гневными комментариями регулярно пестрят в тематической тульской группе в социальной сети.
Общий смысл негодований водителей сводится к тому, что фоторадары – чистой воды бизнес «на крови», имеющий сомнительное отношение к обеспечению безопасности на дорогах.
«Водитель, который внезапно замечает треногу, начинает экстренно тормозить, что только усугублялся и без того сложную ситуацию с культурой вождения. Если цель – безопасность водителей, то почему нет предупреждающих знаков? Очевидно, чтобы заработать на штрафах. Вторая сторона медали — кто и как ставит эти радары, как автомобилисту узнать о погрешности конкретного комплекса», – возмущается тульский автомобилист, испытавший на себе процедуру безрезультатного оспаривания такого штрафа.
Комплексы видеофиксации могут приобретаться и устанавливаться в рамках госзаказа частными компаниями или службой дорожного хозяйства. В Тульской области — это госучреждение «Тулаупрадор».
Суть установки фоторадаров проста — бизнесмену или дорожной службе нужно установить камеру и ждать получения прибыли. Размер дохода будет зависеть от проходимости, количества и серьезности нарушений. Здесь главное – правильно выбрать участок трассы. На трассе Тула-Новомосковск движение интенсивное практически всегда, здесь на автомобилистов охотятся не менее пяти треног.
Водителей, впрочем, возмущает не наличие камер, как таковых, а вольности с их обращением. Мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу, а их наличие не должно обозначаться специальными предупреждающими знаками. Напротив, если бы закон обязывал предупреждать о радарах, снизилось бы число аварийных ситуаций, связанных с экстренным торможением, убеждены автомобилисты.
Точность измерения скорости движения автомобилей напрямую зависит от позиционирования камеры на местности. Нормативная погрешность частных фоторадаров составляет около 2 км/ч. Но при неправильной установке сложного вычислительного комплекса на выходе могут фигурировать совсем другие цифры, и здесь возмущение тульского автомобилиста Андрея Иванова понятны.
«Дело в том, что оспаривание постановлений, вынесенных по данным частных камер видеофиксации, происходит по общим правилам. Но в отличие от стационарных комплексов, частные камеры могут менять свое расположение практически ежедневно, что делает практически невозможным доказывание водителями своей правоты. Помимо прочего, на законодательном уровне отсутствует официальная методика по проверке углов установки камеры, что дает возможность недобросовестным владельцам комплекса искусственно увеличивать показатель погрешности и повышать количество выявленных нарушений», — поясняет «МК в Туле» юрист Сергей Политов.
Но это, как говорится, тема отдельной статьи. А пока, заключают эксперты, речь идет не о безопасности, а о коммерции: камеры ставят не в местах регулярных аварий, а на участках, где чаще превышают.
В заключение напоминаем о самых крупных авариях, произошедших на М-2 в течение последних месяцев.
24 августа: на 200-м километре трассы М-2 «Крым» столкнулись зерновоза «КамАЗ» с легковой «Ладой Приорой». Пятеро погибли.
10 августа: на 235 километре М-2 «Крым» водитель автомобиля «Ниссан Альмера» столкнулся с попутной иномаркой «Тойота Королла». Госпитализированы трое несовершеннолетних детей, а также водитель одной из иномарок.
09 июня: несколько чловек пострадали в ДТП на 212-м км трассы М-2 «Крым». Столкнулись сразу 5 автомобилей: «Опель Астра», «Фольксваген Тигуан», «Тойота РАВ-4», «Ниссан Альмера» и грузовик «МАН».
14 мая: на 186 км трассы М-2» «Крым» столкнулись два грузовика – «Скания» и «Вольво».