«Автоматический весовой контроль не спасёт дороги и разорит малый бизнес»
Президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев рассказал, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, занимающиеся грузоперевозками, и что нужно сделать, чтобы эти проблемы решить.
Бензин подешевел. Средние цены в рознице на бензин марок АИ-95 и АИ-95 на неделе с 30 июля по 3 августа снизились на 12 и 3 копеек соответственно. Ведущая телеканала «Россия-24» Яна Бугакова с гостем, президентом Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеславом Трунаевым обсуждают, могут ли такие незначительные изменения на что-то повлиять.
— Здравствуйте, Вячеслав Станиславович! Сразу вам вопрос: такие изменения цен на бензин на бизнес грузоперевозок влияют?
— Нет. Объясню почему. Горючее, которое мы используем при магистральных межрегиональных перевозках – это дизельное топливо. Цена на «дизель», насколько мне известно, не изменилась.
— А если бы она изменилась на такой небольшой интервал? Какое значение имеет цена топлива для грузоперевозок в целом?
— Хороший вопрос. Топливо – это одна из основных статей расходов; около 50%-60% затрат грузоперевозчиков приходится именно на топливо. Цена, конечно, очень влияет на отрасль в целом. Влияет не столько стоимость за литр, сколько существующие ставки. Если бы тарифы на грузоперевозки росли пропорционально ценам на топливо, то было бы нормально, но сейчас тарифы сильно отстают.
— В каком положении находится сфера грузоперевозок сейчас? Это взлёт, расцвет или у вас наоборот проблемы? Если есть проблемы, то с чем они связаны и как, на ваш взгляд, можно улучшить положение дел?
— Конечно, назвать взлётом нынешнюю ситуацию язык не поворачивается. Вся транспортная отрасль находится в очень непростой ситуации, и связано это не столько с ростом цен на топливо, сколько с взаимоотношениями между государством и предпринимательством, малым и средним бизнесом.
Любой предприниматель, развивая свой бизнес, должен в первую очередь создать условия труда для своих подчиненных, решить вопросы, связанные с их безопасностью. Хотелось бы, чтобы такие же отношения выстраивались между государством и предпринимателями.
Что нам нужно от государства? Во-первых, безопасные и качественные дороги. Во-вторых, нормативы, законы, по которым мы могли бы нормально, спокойно работать. Начнём с дорог…
— Но ведь на дороги выделяются деньги, идёт ремонт.
— Давайте разберем все по полочкам. Давайте прокатимся от Новосибирска до Кемерово. Это разве федеральная дорога?
Это раздолбанная узкоколейка, которая может соединять в лучшем случае два колхоза – «40 лет без урожая» и «Светлый путь в никуда». В моём представлении федеральная дорога должна иметь как минимум по 2 полосы в каждую сторону, с разделительным ограждением. Я уверен: абсолютное большинство смертельных ДТП происходит из-за таких вот дорог.
Теперь о нормативных правовых документах, по которым нам приходится работать. Их несколько. Возьмём, к примеру, весовой контроль.
Минтранс внедряет новую АСВГК. Тот формат, в котором её пытаются внедрить – это недоразумение. АСВГК не сохранит дороги от разрушения и окончательно разорит малый бизнес.
На всех совещаниях, посвященных этой проблеме, я неоднократно объяснял: в развитых странах АСВГК бережет дороги. АСВГК – это одна рамка, которая фиксирует перегруз транспортного средства либо по общей массе, либо по осям. Представьте себе: едет грузовик из Новосибирска в Москву, проходит такую рамку, прибор фиксирует перегруз, но машина едет дальше. Проходит другие рамки, собирает кучу штрафов. Первый штраф по КОАП – 150 тысяч, самый большой – 500 тысяч. Машина съездила туда-обратно, собрала штрафов на несколько миллионов. Небольшому предприятию в таком случае конец.
Дороге при этом тоже приходит конец, так как транспортное средство было сильно перегружено.
— А что нужно сделать, чтобы это изменить?
— Если предприниматель делает всё, как положено, то всё будет нормально. Как только он выходит за рамки дозволенного, к нему сразу применяют меры – административные или уголовные.
Кто это чиновник – или группа чиновников, разработавших законы, из-за которых лихорадит всю отрасль? Я имею ввиду весовой контроль, режим труда и отдыха, весенние ограничения. Кто будет отвечать за эти несуразные законы?
Нам говорят: в скором времени в РФ будет 600 рамок АСВГК. Зачем их столько много? Нужно сделать хотя бы 50, но таких, которые выполняли бы свою роль – предотвращали разрушение дорог. У нас от Урала до Владивостока всего одна нитка, узкоколейка. Давайте хотя бы её сохраним такой системой, которая действует в развитых европейских странах! Зачем эти полумеры?
— И что для этого нужно сделать?
— Почаще обращаться к профессионалам, а таким ассоциациям, как СААП. Проводить круглые столы, совещания, прислушиваться ко мнению людей, которые работают в отрасли не один десяток лет.
А еще необходимо нести ответственность за те меры, которые принимаются в настоящее время. Персональную ответственность.