«Они относятся к водителям, как к рабам»: дальнобойщикам из Восточной Европы светит принудительный отдых
«Пакет Макрона» – законопроект, регулирующий режим труда и отдыха водителей на территории Евросоюза – пришелся не по нраву перевозчикам из Восточной Европы. Это неудивительно: принудительный отдых на родине неизбежно ударит по кошелькам дальнобойщиков.
В июне представители стран Восточной Европы обратились в Транспортный комитет Евросоюза с просьбой исключить некоторые положения, относящиеся к транспортной отрасли, из так называемого «пакета Макрона». Транспортный комитет это обращение поддержал, что привело к бурному ликованию восточноевропейских перевозчиков. Особенно рад был Андрей Новаков, единственный депутат из Болгарии, имеющий право голоса в Европарламенте: он назвал решение комитета «полной и безоговорочной капитуляцией пакета».
Радость депутата оказалась преждевременной. Спустя несколько дней Европейский парламент отклонил решение Транспортного комитета. Над восточноевропейскими перевозчиками вновь сгустились тучи: похоже, что теперь принятие пакета неизбежно.
«Пакет Макрона»: конкурентов заставят отдыхать
Одно из самых противоречивых положений законопроекта, напрямую относящееся к сфере грузоперевозок, обязывает дальнобойщиков каждые три недели возвращаться домой и отдыхать на родине не менее семи дней.
Гнев перевозчиков можно понять: такие меры резко снизят конкурентоспособность восточноевропейских компаний в центральной и западной Европе. Перевозчики из Болгарии, Польши и других стран, расположенных на восточных окраинах Еврозоны уверены: если законопроект всё-таки примут, то рынок дальних международных перевозок для них будет закрыт.
Франция своих целей не скрывает: авторы «пакета» хотят избавиться от восточных перевозчиков, конкурировать с которыми непросто. Компании из Болгарии, Польши и других стран платят низкую зарплату водителям и поэтому могут демпинговать цены на грузоперевозки.
Туманные перспективы
Стоит отметить, что ликование болгарского депутата было не только преждевременным, но и не совсем уместным. Само по себе решение Транспортного комитета не отменяло принятия «пакета Макрона», а лишь вносило в него некоторые поправки. Так, например, водителям разрешалось не возвращаться на родину для отдыха, но их грузовики, тем не менее, не должны были возвращаться в страну регистрации не позднее чем через 3 недели после выезда. Конечно, такой усечённый запрет гораздо легче обойти с помощью ротации водителей, и всё же он был чреват определенными неудобствами для перевозчиков.
Теперь и это компромиссное решение кажется обреченным на провал. В июле «пакет Макрона» будет рассмотрен на пленарном заседании Европарламента. По мнению экспертов и аналитиков шансов на то, что парламент изменит свою позицию и прислушается к рекомендациям транспортного комитета, практически нет. Тем не менее, депутаты из Болгарии не опускают руки: они намерены предложить новые поправки, которые могут облегчить жизнь восточноевропейских водителей.
Любопытны аргументы, которые приводят политики из Франции и других стран центральной Европы, защищающие «пакет Макрона». Они говорят о нечестной конкуренции, «социальном демпинге» тарифов на грузоперевозки, который возникает из-за использования дешевой рабочей силы. По мнению французских депутатов, такое положение дел привело к ухудшению условий труда водителей грузовиков во всём Евросоюзе; политики надеются, что парламент «…исправит ошибку транспортного комитета».
«Правительства Болгарии, Польши и Венгрии относятся к водителям как к рабам»,
— утверждает председатель Европейской транспортной федерации Ален Сутур.
«Этот вопрос весьма чувствителен для обеих сторон, так что на скорый прогресс в переговорах можно не рассчитывать», — говорит комиссар ЕС по вопросам транспорта Виолетта Бульц.
В действительности, обсуждение в Европарламенте – вне зависимости от его итогов – не станет финальной точкой этого запутанного процесса. Даже если большинство депутатов поддержит позицию официального Парижа, «пакету» придется пройти через череду обсуждений и согласований в других инстанциях. Однако на данный момент инициатива находится на стороне Франции и её соседей — а это значит, что дальнобойщикам из Восточной Европы еще придётся понервничать.