Бензин грозит подпалить рынок автоперевозок
Рост цен на топливо в РФ грозит негативными последствиями для рынка автоперевозок. Его участники затягивают пояса: собираемость «Платона» падает, средний возраст автопарков растёт. А расплачиваться за непродуманные действия правительства придется клиентам.
Цены на АЗС зашкалили
Рост цен на бензин в РФ за 5,5 месяцев 2018 года по сравнению с декабрем прошлого года, по оперативным данным Росстата, оценивается на уровне 8,5%.
В зависимости от региона, по данным трейдеров, в середине июня 2018 года увеличение ставок на моторное топливо по отношению к началу текущего года колебалось в диапазоне от 5 до 10%. А если сравнивать с началом лета прошлого года, то этот же показатель оказался в диапазоне от 7 до 13,5%.
Если в 2017-м динамику увеличения стоимости для заправки автомобилей можно назвать ползучей, то в текущем году она стала скачкообразной. Наибольший рост цен был отмечен с середины весны. Особенно с апреля по май подорожал Аи-92. Максимальный уровень раскрутки тренда на подъем стоимости моторного топлива зафиксировали в Центре и на Дальнем Востоке РФ.
Нефтепродукты снова вывозят за рубеж
Причин несколько. Первые две из них относятся к сфере макроэкономики.
Во-первых, рост котировок на нефть на мировом рынке. В мае экспорт нефтепродуктов стал более выгодным, чем поставки на внутренний рынок. И это подтягивает цены на российских АЗС до уровня мировых.
Ожидалось, что ситуация нормализуется ко второй половине мая, отметил младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев. Однако процесс удалось только приостановить.
Дело в том, что ФАС в данном случае прореагировала необычно мягко, ограничившись ни к чему не обязывающими предупреждениями в адрес сетевиков. Серьезных мер защиты потребителей выработано не было.
Акцизный удар
Во-вторых, в федеральное законодательство были внесены изменения, приведшие к увеличению акцизов. А их величина сильно влияет на внутренние цены на топливо.
Напомним, что в 2018 году, как пояснил министр финансов Антон Силуанов, такое решение было принято для того, чтобы реализовать крупные планы по строительству новых автомобильных дорог, инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, в Калининграде, на Дальнем Востоке.
Решение в принципе – благое, но эффект оказался неожиданным для правительства РФ. Потому что не были учтены внутренние факторы, которые наслоились на сложившуюся ситуацию.
Дефицит топлива: кто виноват?
Одним из таких факторов стала весенняя остановка ряда НПЗ на ремонты. В результате в марте – апреле сократилось предложение автомобильного топлива, на некоторых региональных рынках сложился дефицит.
Причем, если традиционно ремонты перерабатывающих комплексов распределяли в цепочку (друг за другом), то в текущем году многие компании приурочили их к проведению чемпионата мира по футболу.
Как сообщалось в СМИ, региональные подразделения ФСБ России отправили многим крупным предприятиям, расположенным в регионах, где проходит ЧМ-2018, предписания о необходимости остановить работу. В том числе на ряде химических и нефтехимических комбинатов. Это повлияло на график их ремонтов и планы модернизации цехов.
Это как раз и привело к тому, что в конце мая – начале июня 2018 года стоимость бензина не удалось откатить назад, как планировалось после смягчения политики в сфере взимания акцизов. Они даже не остановились, а только затормозили рост.
В частности, за первые две недели июня цены на АЗС увеличились по сравнению с концом мая еще на 0,1%. И это несмотря на то, что после снижения акцизов с начала июня оптовые цены на Аи-92 на СПбМТСБ ушли в минус примерно на 10%.
Крупные нефтяные компании соблюдают обещания о стабилизации цен. Однако независимые АЗС не могут себе этого позволить, потому что их бизнес остается по-прежнему убыточен.
Таков в итоге результат неточного регулирования нефтеперерабатывающей промышленности в сфере энергетики. Причем мер по стабилизации ситуации в правительстве оперативно принять не смогли. Поэтому позитивные сдвиги на рынке ожидаются ближе к осени.
Инфляция разгоняется
Подорожание бензина на 10% разгоняет инфляцию дополнительно на 0,1 п.п., подсчитали аналитики «ВТБ Капитала». Правда, подобный анализ учитывают лишь прямые последствия роста цен на бензин. Однако есть еще и косвенные факторы.
Проблема заключается в том, что фактическое повышение стоимости топлива для крупных автоперевозчиков оказалось гораздо выше, чем зафиксировала статистика. Ведь если еще недавно владельцы сетевых автозаправок отпускали топливо тем, кто приобретал его крупными партиями, со скидками 10–12%, то сейчас подобной практики нет.
Продажи идут по цене на стелле АЗС. Иными словами, для всех одинаково, рассказал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Такой рост цен на бензин разоряет автоперевозчиков: они, в отличие от НПЗ, не могут автоматически включить рост своих затрат в прейскуранты для клиентов. Поэтому рентабельность автоперевозок сейчас устремилась к нулю.
По данным экспертов, правительство РФ сейчас судорожно ищет, как пополнить бюджет, чтобы покрыть расходы на затеянные мегапроекты. Однако при этом действует непоследовательно.
Непродуманная стратегия
О такой непоследовательности, например, свидетельствует тот факт, что в последнее время собираемость сборов в системе «Платон» заметно снизилась.
Она так и не вышла за запланированный ранее уровень из-за того, что региональные автоперевозчики находят все новые способы обхода их уплаты.
Аналогично – с поступлениями средств от установки автоматизированных пунктов весогабаритного контроля: автоперевозчики пользуются множеством уловок.
Рамки установлены, но эффект от затраченных на борьбу с нарушителями правил грузоперевозок незначительный.
Попытки повысить безопасность движения за счет установки электронных тахографов, работа которых совмещена с системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС, фактически провалились. Опасения перевозчиков, связанные с перспективой повышения НДС, резко повысили долю автопарка, который работает в тени и выживает за счет демпинга ставок на перевозки.
Автоперевозчики затягивают пояса
Рост цен на топливо в такой ситуации сейчас становится дестабилизирующим рынок трендом. Ожидается, что негативные последствия проявятся в II половине 2018 года.
Продолжится старение парка используемых в легальном секторе магистральных фур, который едва удалось стабилизировать в 2017 году до уровня в 15–16 лет.
Ожидается сокращение важнейших статей расходов, влияющих на обеспечение безопасности движения – прежде всего на подготовку кадров и экипировку машин. Компании готовятся к сокращениям персонала.