Бензин начал дешеветь: тенденция или затишье перед ростом?
После рекордного роста цены на бензин наконец-то начали падать. В среднем на 3–5 копеек, но на некоторых заправках топливо подешевело сразу на 20–30 копеек. Лайф выяснил, как долго горючее будет терять в цене и на каких отметках может остановиться .
С 11 до 15 июня в цене вырос только бензин «Нормаль-80», и то всего на четыре копейки. Все остальные марки топлива подешевели. Таковы результаты исследования информационно-аналитического центра «Кортес». «Премиум-95» упал на три копейки и стал стоить 44,64 рубля за литр, «Регуляр-92» — четыре копейки, до 41,8 рубля за литр. Дешевеет бензин, конечно, медленно. Тем не менее наметился очевидный тренд на снижение цены. Это немаловажно, если учесть, что в конце мая топливо за неделю дорожало на 76–79 копеек.
Впрочем, многие автомобилисты не спешат радоваться.
Есть опасение, что долго бензин дешеветь не будет. Более того, снижение может стать просто ценовым маневром перед очередным повышением.
И такое опасение тоже не беспочвенно. В последнее время бензин рос вне зависимости от ситуации на нефтяном рынке. Рос, когда цена на нефть падала, рос и когда снижалась. Соответственно, автовладельцы привыкли к устойчивому повышению ценника, поэтому снижение цен оказалось приятной неожиданностью.
— Снижение цен на бензин в середине июня можно считать прогрессом, вызванным усилением государственного контроля за ценообразованием на нефтепродукты на АЗС, — рассказывает Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари». — Объективно, тренд на удешевление нефтепродуктов должен сохраняться как минимум в течение лета. Цены на нефть взяли такой резкий старт на самом деле только в конце весны. Бензин за недолгий период мая — начала июня 2018 года подорожал почти на 8%, то есть больше, чем за весь 2017 год. Скорее всего, речь шла о некоем перекосе в механизме ценообразования, который сейчас власти пытаются исправлять.
Действительно, сейчас сложились весьма благоприятные условия для дальнейшего снижения цен на топливо. Правда, ненадолго.
Бензин, как и нефть, — товар, имеющий привязку к бирже, а на финансовых рынках есть такое понятие, как коррекция. Как отмечает эксперт Международного финансового центра Дмитрий Чечулин, в нормальных условиях коррекция цены может составлять до 30% от движения. Соответственно, в случае соблюдения биржевых правил можно ожидать «теоретической коррекции» на 1,2 рубля.
— Правда, в условиях российской экономики это маловероятно из-за жадности нефтяников и сложившейся ситуации с объёмом поставок топлива на внутренний рынок, когда компаниям выгоднее продать горючее за валюту за рубеж, чем поставлять его по рублёвым ценам внутри страны, — добавляет Дмитрий Чечулин. — Последний раз мы видели близкую по размеру коррекцию осенью 2015 года, когда цена снизилась с 37,07 до 36,35. Я не думаю, что мы сможем увидеть снижение более чем на 30–50 копеек в рамках месяца. Уже в июле цена вернётся к восходящей динамике.
Сложность ценообразования на рынке топлива во многом упирается в проблему монополии. Правительство старается бороться с повышением цен. Планируется понизить пошлины на нефть, а также заморозить рост стоимости акцизов на топливо, при этом НДС планируется повысить на 2%, до 20%. Суть повышения не в стоимости нефти, акцизов или величины НДС.
Повышение цен произошло вследствие монополии и совместной договорённости между крупнейшими нефтяными гигантами,
— отмечает финансовый эксперт департамента аналитики компании «Аналитика онлайн» Николай Котов. По его словам, пока не будет здоровой конкуренции, цены постепенно будут расти, невзирая на стоимость энергоресурсов на международном рынке и биржах. Аналитик считает, что рост цен возобновится уже летом. Вплоть до 80 рублей за литр АИ 95 до конца 2020 года.
— Снижение цены может быть связано и с отсутствием спроса на необоснованно «дорогое топливо» на независимых АЗС, — считает аналитик ГК Tele Trade Александр Егоров. — Поэтапное снижение на 5–10 копеек может продолжиться. Сейчас очень большой разброс цен на рынке топлива. Средние цены должны стабилизироваться на уровне цен на заправках крупных корпораций. Так, в качестве предела можно предположить оптимальные цены, к примеру на «Газпромнефти». Цена АИ 92 около 41 руб. литр.