История алтайского дальнобойщика, который бросил вызов болезни
Когда тяжелая болезнь надолго приковала водителя-дальнобойщика Владимира Сонина к постели, он, что греха таить, подумал: «Все, жизнь кончилась». И ошибся.
Не учел собственного упорного характера, сложившегося во время службы в морских частях погранвойск, и ответственности за семью, в которой в то время подрастало двое маленьких детей.
Спустя полгода Сонин сумел встать на ноги, но вот вернуться к привычной любимой работе не получилось. К тому же затраты на лечение Владимира Николаевича съели все семейные накопления, даже машину-«девятку» и ту пришлось продать. Он получил инвалидность, но становиться в полной мере немощным человеком не собирался. В данном случае, как это нередко бывает, наглядно сработала русская поговорка: нужда заставит калачи есть. Понятной она бывает не каждому и не всегда, и тем не менее все в ней просто. Начнешь работать от безвыходности, а там и довольно обеспеченным человеком можешь стать, коль силенок и упрямства хватит.
Сонины плотно занялись личным подсобным хозяйством. К одному поросенку прибавился второй, к тому – третий, и вскоре в их подворье было уже около 200 поросят.
В девяностых в Павловске одно за другим открывались кафе, большинство из которых так же быстро закрывались. Столь привлекательный быстрыми накоплениями
бизнес оказывался для многих не по зубам, поскольку кроме присущих ему красивостей и гордого названия «предприниматель» он требовал полной отдачи,
на которую большинство из нас не способны.
Стала приходить в упадок и пельменная-вагончик на выезде из Павловска. Ее хозяин успел к тому времени немало задолжать Владимиру Сонину за предоставляемую продукцию и в 2006 году предложил бывшему дальнобойщику выкупить у него эту пельменную, в том числе и в счет накопившихся долгов.
Одному Владимиру Николаевичу это дело было не потянуть, и он предложил своему старому товарищу, тоже водителю-дальнобойщику, Владимиру Тазову стать его компаньоном. Тот, немного подумав, согласился.
К тому времени они были мужчинами достаточно серьезными, имели солидный жизненный опыт, видели, как в том же Павловске нередко закрываются объекты общественного питания, и все же поверили, что именно у них получится. Хотя о том, как работать в этой отрасли, у них не было ни малейшего представления.
– Людей в нашем кафе долгое время было мало, – вспоминает Владимир Сонин. – И тогда нас однозначно выручила и оставила на плаву государственная поддержка, а именно компенсация двух третей процентной ставки наших кредитов. Без этого было бы не выжить. А потом потихоньку дело пошло.
К тому времени раскрученные кафе в Павловске уже были. Однако постепенно следующие через Павловск транзитные пассажиры стали частенько останавливаться отобедать именно в заведении двух Владимиров. В основном это, конечно, были дальнобойщики. А уж где они набили себе место, там и другие автопутешественники стараются останавливаться.
– Мы с Владимиром Николаевичем друзья с давних лет, и когда он мне сказал, что продается эта кафешка и стоит ее купить, но он один это дело не потянет, я решил войти в дело, – рассказывает Владимир Тазов. – Тем более к тому времени уже было желание на самих себя работать.
В общем, рискнули. Продали что можно было, оставили на две семьи один «жигуленок» – и пошло-поехало. В то время было немало случаев, когда люди занимались подобным делом, а потом оставались у разбитого корыта. Скорее всего потому, что сразу захотели получить от него максимум выгоды. И пролетели. Поскольку здесь изначально требуется себе – поменьше, в дело – побольше, а что касается дивидендов – потерпеть поначалу их считать.
– Мы не специалисты в этом деле, – признается Владимир Николаевич. – Одно время чай бесплатный подавали, потом борщ. По-всякому пробовали. Но в итоге место набилось. За день через наше кафе человек пятьсот проходит. Главное – сделать хорошую кухню, суметь собрать коллектив профессионалов. Работать вроде бы все хотят, но не все хотят делать это как надо. У нас трудятся, как правило, самоучки, но как они готовят, клиентам нравится. Сказать прямо, в поварском искусстве должно наитие какое-то быть. По словам Владимира Сонина, работать сегодня становится труднее: поднялась в несколько раз кадастровая стоимость земли, ходят слухи, что в несколько раз будут увеличены налоговые отчисления и за здание кафе, растут тарифы на электроэнергию, цена на бензин.
– Мы пять лет держим цены на свою продукцию, чтобы не потерять клиентов, – пожимает он плечами. – Но поле, на котором можно маневрировать, все время сужается, и что делать сейчас, пока не понятно. Но обратной дороги нет, будем искать варианты решения ситуации.
– Эта работа в определенном смысле забрала свободное время, но дала возможность чувствовать себя занятым и востребованным, – говорит Владимир Тазов. – В этом и заключается насыщенность жизнью, ее составляющая. Это и интересно. А кроме того, и говорю я это очень серьезно, мы в ответе за тех тридцать человек, которые у нас трудятся. Бизнес – это не только сопутствующий ему успех, деньги, дивиденды, это ответственность за тех людей, которых ты позвал к себе на работу. Это его главная составляющая, и тот, кто занимается предпринимательской деятельностью, обязан думать об этом постоянно.