С днём рождения, Платоша!
15 ноября исполняется два года с момента внедрения системы «Платон». Споры вокруг «платы за тонны» пока не угасают. Чтобы перевозчики и общественность относились более лояльно к новому способу взимания денег, были введены послабления: льготный тариф и возможность налогового вычета – но, как оказалось, они носят временный характер… Какая ситуация складывается вокруг системы «Платон» сегодня?
За неполных два года в дорожный фонд России поступило 36 миллиардов рублей благодаря «Платону». Эти деньги ушли на строительство и ремонт более 30 мостов и восстановление тысяч километров автодорог. Об этом было заявлено 1 ноября в ТАСС на пресс-конференции, посвящённой двум годам работы системы «Платон».
Стоит отметить, что возможность выбрать дороги для ремонта была у самих пользователей системы «Платон». Так, общероссийский народный фронт запустил сайт, на котором можно обозначить и проголосовать за те дороги, которые нуждаются в ремонте больше всего. По результатам этого голосования уже выбрано 700 км федеральных дорог для ремонта.
Ремонтом занимается не сам «Платон», полномочия этой организации заключаются только в сборе и переводе средств.
Раз в сутки, в час ночи по московскому времени деньги поступают в дорожный фонд, после чего «Росавтодор» решает, на какую федеральную трассу обратить своё внимание.
Впрочем, наибольшую популярность система «Платон» получила благодаря тому, что против неё бастуют дальнобойщики, которые по-прежнему уверены, что это очередной оброк. Позицию грузоперевозчиков отстаивает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
«Отношение к системе «Платон» у нас не изменилось. Это оброк для перевозчиков. При этом в нынешнем виде система малоэффективна. Большинство перевозчиков в нее просто не платят и не несут никакой ответственности за это», — констатировал «КС» глава СААП.
Причина для недовольства у водителей фур весомая: после начала взимания плат выручка водителей сильно упала. Ситуацию можно было бы исправить, повысив цены на перевозки, но это довольно сложно в текущих конкурентных условиях и с учетом существования так называемых «серых перевозчиков».
«На сегодня перевозчики не могут вести экономическую деятельность в полном объёме, из-за того что есть серые перевозчики, которые демпингуют на рынке, ни платят никакие налоги, не регистрируются в системе «Платон», обваливая цены буквально в два, три раза, везут грузы и соответственно ни за что не отвечая — ни за сохранность, ни за доставку, — пояснил на пресс-конфернции министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
Несмотря на это, транспортные компании всё же повышают цены на свои услуги. По словам директора по продажам компании DPD регионов Сибири и Дальнего Востока Ильи Мартынова тарифы на перевозки увеличились приблизительно на 5-7.
«Конечно, нелегальные перевозчики не платят абсолютно никакие налоги, – продолжает Анатолий Костылевский. – Система «Платон» как раз и должна выявить этих перевозчиков и либо заставить уйти с рынка, а лучше сделать так чтобы она все работали, перевозили грузы, но зарегистрировались и оплачивали деятельность. Потому что акцизы, транспортный налог, штрафы поступают в дорожный фонд Новосибирской области».
Желание серых перевозчиков вполне понятно, терять прибыль, к которой привыкли, никто не хочет. К тому же часто можно слышать что «Платон» — это ещё один дополнительный налог, которые должны выплачивать автоперевозчики наряду с транспортным налогом и акцизами на топливо.
Отрицательно относятся к нелегальным транспортникам и те, кто уже подключился к системе. «Рынок автомобильных грузоперевозок высококонкурентный, а серые перевозчики, те, кто не платят не только в систему «Платон», а зачастую вообще не зарегистрированы как предприниматели, просто демпингуют. – объясняет Вячеслав Трунаев. – В таких условиях повысить тарифы, переложить расходы на «Платон» на грузоотправителей, мало кому удалось. Чаще наоборот, заказчик говорит: «Мне все равно, кто из вас платит в «Платон», а кто нет, я выбираю того, у кого тариф ниже». В итоге,
«Платон» целиком лег на плечи перевозчика. Поскольку основополагающую роль в наших отношениях с грузоотправителем играет такое понятие как ставка».
В свою очередь в DPD всё же, оценивают влияние серых перевозчиков на рынок как незначительное. Как пояснил Илья Мартынов, «нелегалов» остаётся всё меньше, а грузоотправители выбирают надёжные средства доставки.
При этом пользователи системы «Платон» освобождаются от уплаты транспортного налога – есть право налогового вычета. «Если плата, в счёт возмещения нанесенного вреда, за пользование федеральной трассой превышает размер налога, то фактически освобождаются от платы, если меньше, то получают вычет. Большинство грузоперевозчиков в курсе этого права, но не все его используют», – отметил пресс-секретарь государственной системы «Платон» Олег Кирилов.
О том, как обстоят дела с налоговыми вычетами в регионе, рассказал Анатолий Костылевский. «По итогам 2016 года такую льготу заявили 175 организаций, они получили налоговые вычеты в сумме 28,5 миллионов рублей. И 142 физических лица получили льготу по транспортному налогу в сумме 8,5 миллионов рублей. И того по области 37 миллионов рублей. Для того чтобы получить льготу физическим лицам необходимо обратится в налоговый орган, предоставить документы, подтверждающие размер внесения оплаты. Юридические лица предоставляют в налоговую декларацию и заявляют этот вычет в самом документе», — отметил министр транспорта НСО.
Впрочем, и с этими льготами тоже не всё так гладко, так как право на налоговые вычеты имеет только лицо, владеющее транспортом и осуществляющее перевозки. Многие компании берут транспорт в аренду у физических лиц. Нередко это и есть владелец компании, но перевозку в любом случае осуществляет юридическое лицо.
Указанные льготы появились в июле 2016 года, после того как в налоговый кодекс были внесены соответствующие изменения, но действовать они будут лишь до 31 декабря 2018 года. Будут ли они продлены, пока не известно. Таким образом, транспортные компании вновь оказываются перед непростой дилеммой