Экспертный совет при ФТС недоволен результатами борьбы с контрафактом
По некоторым оценкам, доля контрафакта в России составляет порядка 30% и ежегодно наносит ущерб бюджету российской экономики более чем в 50 миллиардов долларов. При этом за 8 месяцев 2017 года импорт товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), составил не менее 80% от совокупного объема импортируемых в Россию товаров.
О том, как складывается практика таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), говорили на недавней встрече члены экспертно-консультативного и общественного советов при ФТС России.
Как и прежде, таможенные органы ФТС работают в этом направлении по двум аспектам. Это – контроль учета платежей за использование ОИС в структуре таможенной стоимости товаров, а также – применение предусмотренных таможенным законодательством мер по защите прав интеллектуальной собственности. Во втором случае речь идет, прежде всего, о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных и содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). На сегодня в ТРОИС ФТС уже внесено порядка трех с половиной тысяч товарных знаков.
Одновременно таможенные органы имеют право приостанавливать не только выпуск товаров, включенных в ТРОИС, но и пользоваться правом ex-officio, при определенных условиях приостанавливая выпуск товаров, содержащих ОИС, но в реестр не включенных. Такая возможность заложена в правилах Соглашения ТРИПС ВТО и таможенном законодательстве ЕАЭС.
Эксперты, однако, указывают на то, что если положения ТРИПС предусматривают внесение правообладателем залога или равноценной гарантии в целях недопущения возможности злоупотребления правами, то ни в ТК ЕАЭС, ни в российском законодательстве такого правила по отношению к принципу ex-officio нет. «Это существенное упущение в законодательстве, которое ставит стороны конфликта в неравное положение и приводит в массовом порядке к выпуску в свободное обращение контрафакта», – считают в экспертно-консультативном совете.
Специалисты настаивают и на необходимости усиления работы таможенных органов в части контроля после выпуска товаров, в том числе за счет организации выездных проверок. По их мнению, эффективность правового регулирования на границах России с другими странами ЕАЭС снижается вследствие менее строгой, чем в РФ, системы правозащиты ОИС в странах-партнерах.
«Открытые для них границы ведут к несдерживаемому потоку контрафактных товаров на территорию России. Контрафакт и контрабанда практически взаимосвязаны», – уверены члены компетентных советов.
Проанализировав работу в части экспертной оценки товаров, содержащих ОИС, в рамках экспертиз специальными подразделениями ФТС на предмет наличия признаков контрафактности, участники встречи указали на отсутствие таможенного контроля после выпуска товаров, направленного на выявление контрафакта. Так, в 2016 году экспертизы ОИС в отношении незаконно перемещенных товаров не проводились вовсе.
В целом, оценив правоохранительную работу таможенных органов по противодействию ввозу контрафактной продукции, члены профильных советов определили результаты такой работы как «весьма скромные», призвав к более тесному взаимодействию и сотрудничеству не только таможенные органы и правообладателей, но и иные правоохранительные органы.
Не все таможенные органы согласны с подобной оценкой. Из пресс-релизов ведомства следует, что работа по выявлению контрафакта после выпуска товаров проводится регулярно, в том числе совместно с иными службами. Так, в конце сентября 2017 года Выборгская таможня организовала таможенный осмотр торговых площадей при участии представителей Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленобласти. В результате УМВД России по Выборгскому району изъяло 730 предположительно контрафактных единиц обуви, сумок, парфюмерной продукции на общую сумму более 670 тысяч рублей.