Страсти по «Платону»: скидки и акции не суммируются
Росавтодор устами замруководителя ведомства Дмитрия Прончатова выступило против введения в 2018 году скидок по тарифам в системе «Платон» в зависимости от пробега автомобиля. Напомним, неделей ранее на Восточном экономическом форуме о скидках заговорил министр транспорта России Максим Соколов. Фактически ведомство, находящееся в ведении Минтранса, комментируя его предложение, напомнило о правиле ретейла: скидки и акции не суммируются. «Реальное время» расспросило экспертов о вероятном развитии событий вокруг системы взимания платы с грузовиков.
Скидок не будет
— В Минтранс ушла позиция Росавтодора, в которой отмечено, что введение скидок в период действия льготного тарифа нецелесообразно, так как это противоречит принципам системы. В связи с этим к вопросу введения скидочной программы необходимо вернуться тогда, когда будет анализироваться возможность возврата к изначальному тарифу. А на данный момент для перевозчиков уже действует льгота в виде заниженного тарифа, — сказал журналистам Прончатов, оговорившись при этом, что окончательное решение будет принято федеральными Минтрансом и правительством.Впрочем, Соколов тоже не имел в виду какое-то однозначное послабление: он говорил о том, что тариф в системе «Платон», напротив, может быть проиндексирован на величину инфляции в 2018 году, и уже с учетом индексации его ведомство подготовит предложения по возможным скидкам для перевозчиков с наибольшим пробегом. Пока же, в период действия льготного тарифа, об этих скидках, по его словам, говорить преждевременно.
Об этом же говорится в ответе Росавтодора на запрос «Реального времени».
— В настоящее время по просьбам грузоперевозчиков для всех зарегистрированных в системе «Платон» владельцев большегрузов уже установлен льготный тариф в размере 1,90 руб./км (при изначальном тарифе 3,73 руб./км). Данная льгота предоставляется всем пользователям без исключения. Ведение в дополнение к ней новых скидок может нивелировать эффектность (так в тексте, — прим. ред.) работы системы, через которую в дорожный фонд страны перевозчики перечисляют компенсацию в счет нанесенного ими вреда дорожному покрытию. Напомним, что за счет неналоговых поступлений от системы «Платон» уже удалось профинансировать ремонт более 1 тыс. километров в 40 городах и регионах страны, а также ремонт и строительство 30 особо важных мостов и путепроводов в 19 субъектах РФ, — сообщила пресс-служба ведомства.
Все решения отложат на «после выборов»
Депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев, с которым связалось «Реальное время», готов, однако, поспорить с мнением Росавтодора об «эффективности работы системы».— Если посмотреть цифры итоговых сборов и просуммировать, сколько уходит концессионеру, сколько выпадающих доходов у регионов — ведь плательщики «Платона» не платят транспортный налог, и регионы теряют соответствующие доходы, то получится, что пользу из этой системы извлекает только концессионер.
Прокофьев напомнил также, что инициатором введения скидок для дальнобойщиков с большим пробегом по федеральным трассам является не Минтранс, а председатель правительства РФ. Кроме того, он выразил уверенность, что никаких резких телодвижений в этой сфере до президентских выборов допущено не будет. А вот после них «будет борьба»:
— Примером здесь служит другая инициатива, связанная с введением платного въезда в города, которую хотели принять этим летом, но перенесли, скорее всего, на срок после президентских выборов. Думаю, что и здесь мы пока никаких решений не увидим, — предположил депутат. — А вот потом будет борьба. И борьба не правительства, Минтранса и Росавтодора между собой, а борьба твердости позиций правительства и транспортников. Если последние проявят слабость, то тариф будет просто поднят, и уже потом им будут сулить некие скидки.
Татарстанские дальнобойщики, по словам Прокофьева, ему уже звонили, но детальное обсуждение ситуации произойдет в ближайшие дни на его встрече с членами ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Поволжье».
Действие «Платона» распространят на легковые авто?
Межрегиональный координатор Объединения перевозчиков России Александр Черевко в разговоре с корреспондентом «Реальному времени» дал свою оценку заявления замруководителя Росавтодора:— Они сами себе не верят и не знают, кто что должен говорить. Они хотя бы договорились. Система «Платон» ведет к тому, что деньги идут в частный карман. Они никем не проверены — куда они идут и в каком количестве, — отметил координатор.
Опроверг Черевко и распространенное мнение о том, что премьер-министр России Дмитрий Медведев в марте встречался с дальнобойщиками (после чего и поручил проработать вопрос предоставления скидок в системе «Платон»):
— Это не дальнобойщики. Один блогер, другой вообще никакого отношения к перевозкам не имеет. Он руководитель организации «Грузавтотранс», никогда не занимался грузоперевозками. Так что с нами никакого диалога не велось, — заявил координатор.
В отличие от Прокофьева, Черевко считает, что тариф по «Платону» может быть поднят уже к концу года.
Он также выразил опасение, что действие системы будет перенесено и на легковые автомобили:
— К концу года они намерены поднять тариф, если не ошибаюсь, до 3,63 рубля, — говорит координатор ОПР. — Также они планировали в 2018 или 2019 году внедрить эту систему и для легковых машин. Придумают, как это сделать. Раньше с экранов телевизоров говорили, что дальнобойщики не платят абсолютно ничего, а легковые платят. Но как это мы не платили ни за что? Мы платили и платим транспортный налог. Для грузовиков он составляет в среднем 25 тыс. рублей. Бывает, и до 40 тыс. рублей. А у легкового автомобиля транспортный налог 2,5 тыс. рублей, — рассказал Черевко.
Напомним, что протесты против введения платы за проезд по федеральным трассам начались в ноябре 2015 года сразу после внедрения системы «Платон». Весной этого года протесты дальнобойщиков были спровоцированы повышением тарифов «Платона». Казанские дальнобойщики присоединились к всероссийской акции протеста, устроив пикет на трассе М-7. Затем последовал и митинг в Дербышках.