«При закручивании гаек будет социальный взрыв сильнее, чем при введении пресловутого «Платона»
Новосибирская область готовится перейти к взиманию штрафов за перегруз на основании данных динамических весов. Иными словами, люди теперь к оценке веса грузового автомобиля отношения не имеют. Но владельцы транспортных средств новой технике не доверяют.
«При закручивании гаек будет социальный взрыв сильнее, чем при введении пресловутого «Платона», — заявил Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев корреспонденту «АиФ-Новосибирск».
Опасные фуры
Один из способов сохранения транспортных артерий – ограничение нагрузки на ось для большегрузов. Коллизия в том, что грузоподъёмность современных транспортных средств, особенно иностранного производства, намного больше, чем разрешённая на российских дорогах нагрузка на ось.«Сейчас мы, транспортники, чтобы соблюсти требования дорожников, вынуждены брать меньше груза, чем может увезти автомобиль. А это – упущенная выгода. И соблазн нарушить очень велик», – говорит владелец фуры Сергей Арефьев.
Между тем нарушение правил в сфере грузоперевозок – это не только разрушение дорог, но и ДТП, зачастую с человеческими жертвами. Ведь перегруженная фура на разбитой дороге – неуправляемая убойная сила.
Печальную статистику привёл начальник УГИБДД по НСО Сергей Штельмах: «В прошлом году количество поставленных на учёт грузовиков увеличилось на семь процентов. При этом на 26% выросло количество аварий с участием грузовых автомобилей. Каждое 6-е ДТП в Новосибирской области – с участием грузового транспорта. Каждый 14-й нарушитель ПДД – водитель грузовика. Самые распространённые нарушения – превышение скорости, несоблюдение дистанции, очерёдности проезда. Но на первом месте – перегруз. За этот год уже составлено порядка 900 протоколов».
Львиная доля нарушителей – примерно 40 процентов – представители строительной отрасли, которые перевозят песок, щебень, бетон, проходческие щиты, другую тяжёлую технику.
Высоко висит, далеко глядит
Сейчас водителей, не соблюдающих весовой режим, довольно трудно вычислить и наказать. Например, сетует начальник Сибирского управления автодорожного надзора Василий Иванько, на федеральной трассе в сторону Алтая нет ни одних стационарных весов. В общем, стационарных постов весового контроля недостаточно. И даже вкупе с передвижными они не в состоянии контролировать трафик грузовиков.Новое слово в борьбе с разрушителями дорог – автоматические системы динамического контроля веса большегрузов. Датчики монтируются прямо в дорожное полотно. Видеокамера сверху фиксирует госномер машины. Если перегруз – водитель получит «письмо счастья» со штрафом в размере порядка 150 тыс. руб. Проехал через десять пунктов взвешивания – получил десять штрафов!
Минтранс региона и УГИБДД по НСО договорились начать оформление административных протоколов после дополнительной организации дорожного движения в зоне весогабаритного контроля. Первым в должное состояние привели пункт весового контроля в Колывани (установили барьерное ограждение, уложили бордюры, смонтировали освещение). На очереди – пункт в Карасуке.
Но для трёх других постов динамического весового контроля в регионе этих мер недостаточно. По информации ТУАД (Территориальное управление автомобильных дорог), на трёх этих пунктах за период эксплуатации образовалась большая колея в районе датчиков. Требуется ремонт асфальтобетонного покрытия или устройство цементобетонного покрытия в зоне весогабаритного контроля, полная замена всех дорожных датчиков и работы по организации дорожного движения (барьерное ограждение, бордюры, освещение).
Василий Иванько считает, что, когда система автоматического контроля будет полностью развёрнута, она обеспечит мониторинг всего транспортного потока 24 часа в сутки 360 дней в году – и тогда ни один перегруженный грузовик не проедет безнаказанным по новосибирским дорогам.
Цена вопроса – разорение?
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев:– Реализация предложенных мер может негативно сказаться на бизнесе перевозчиков, привести к разорению многих малых предприятий и вызвать социальный взрыв.
Дело в том, что погрешность измерений оборудования динамических весов очень большая. В отдельных случаях она может доходить до 50%. Это оборудование нуждается в постоянном профилактическом обслуживании.
На точность измерений влияет и качество дорожного полотна: не может быть речи о ямах, колейности, волнах на асфальте, а в зимнее время – о ледяном «кочкарнике».
Вопрос о переходе к взиманию штрафов на основе показаний динамических весов обсуждали на федеральном уровне. Одним из итогов встречи председателя правительства Дмитрия Медведева и первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха с представителями сообщества грузоперевозчиков стало решение об обязательном привлечении профессиональных объединений перевозчиков к тестированию работы пунктов весового контроля. К сожалению, в НСО нас к тестированию не привлекали. Между тем для перевозчиков цена вопроса очень высока: установленный законодательством размер наказания таков, что даже один–два штрафа могут разорить малое предприятие.
Мы считаем, что ответственность за перегруз транспортного средства должна быть возложена на грузоотправителя при условии проведения взвешивания на собственных сертифицированных весах и вручения перевозчику соответствующего сертификата.
Автопосты – вопрос решённый
Секретарь общественного совета по функционированию и развитию дорожно-транспортного комплекса при минтрансе НСО Юрий Шевцов:– Ремонт дорог обходится дорого – в сотни миллионов рублей. Поэтому так важно их дольше сохранять. НСО – передовой регион по вводу автоматических систем взвешивания большегрузов. У нас пятилетний опыт использования этого оборудования. Но оно действительно нуждается в постоянном техническом обслуживании.
В этом году четыре из пяти автоматических комплексов не прошли государственную поверку, поскольку нуждаются в ремонте. Тем не менее оборудование автоматизированных постов весового контроля – вопрос решённый.
У нас нет такого количества человеческих и финансовых ресурсов, чтобы везде расставить инспекторов ДПС и стационарные весы.
Кроме того, автоматизированные комплексы весового контроля помогут отказаться от порочной практики, когда процедура взвешивания делегируется коммерческим структурам, косвенными владельцами которых являются сами перевозчики.
Наказать невозможно?
Начальник отдела информационных технологий ТУАД НСО Алексей Конкин:– Обеспечить тотальный контроль с помощью только передвижных постов невозможно. Как только передвижной пост уезжает – перегруженные машины движутся колонной.
В программе по обеспечению безопасности дорожного движения региона предусмотрена установка 23 автоматизированных постов весового контроля. Это позволит контролировать порядка 80% всего грузового трафика.
Однако проблема в том, что перевозчики не спешат оплачивать штрафы. Из 44 постановлений, вынесенных на одном из постов, оплачено всего шесть. Со многих нарушителей взыскать эти штрафы невозможно. Перегруженные автомобили принадлежат физлицам, у которых нет даже статуса индивидуального предпринимателя. Применение к ним санкций, установленных для юридических лиц, невозможно. Контролёры могут лишь сообщить в налоговую инспекцию, что нарушитель ведёт предпринимательскую деятельность без регистрации.
Штрафов – миллионы рублей
В первом полугодии 2017 года Сибирское управление автодорожного надзора за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов выписало перевозчикам штрафов на 4,4 млн рублей. На постах весового контроля сотрудниками ГИБДД было проверено 3,5 тыс. транспортных средств. Из них 1200 передвигались с нарушениями.Штраф за перегруз на 20–50 процентов составляет: для водителя – 10 тысяч рублей, для должностного лица – 50 тысяч, для юридического лица – 500 тысяч рублей.