Пятеро миллиардеров на один стартап: почему Билл Гейтс инвестировал в «Uber для грузовиков»
Все стартапы стремятся заинтересовать крупных инвесторов, но удается это немногим. В Convoy из Сиэтла вложились уже пять членов глобального рейтинга Forbes. Почему? Ответ в нашем материале
Основатель Microsoft Билл Гейтс (№1 в глобальном списке Forbes, состояние $86 млрд) и основатель InterActive Corp. Барри Диллер (№717 в глобальном списке Forbes, состояние $2,8 млрд) инвестировали в сервис для грузоперевозок Convoy Inc., который может составить конкуренцию Uber Technologies, сообщает Bloomberg.
Convoy Inc., который был создан в 2015 году в Сиэтле, уже привлек $80 млн инвестиций. Гейтс и Диллер присоединились к команде миллиардеров, которые ранее инвестировали в Convoy. Это основатель Amazon Джефф Безос (№3 в глобальном списке Forbes, состояние $88,2 млрд), гендиректор Salesforce.com Марк Бениофф (№441 в глобальном списке Forbes, состояние $3,2 млрд) и сооснователь инвестфонда KKR Генри Кравис (№324 в глобальном списке Forbes, состояние $5 млрд). По словам главы компании, всего в ходе последнего раунда компания привлекла от инвесторов $62 млн.
Convoy Inc. разрабатывает программное обеспечение, работающее по принципу «Uber для грузовиков». С помощью сервиса пользователь ищет на карте ближайших дальнобойщиков, готовых перевезти заказ. Привлеченные инвестиции стартап планирует потратить на расширение географии сервиса (изначально Convoy работал только в штате Вашингтон, сегодня — еще в нескольких регионах) и разработку программного обеспечения. Сервис возглавляет Дэн Льюис, бывший топ-менеджер Amazon, основанной Безосом.
Стартап конкурирует с компанией Uber Technologies, которая в этом году выпустила приложение для грузоперевозок Uber Freight. Отличие Convoy в том, что он сосредоточен на локальных перевозках, в то время как дальнобойщики Uber готовы перевозить грузы на дальние расстояния. Льюис отмечает, что надеется воспользоваться моментом, пока Uber занята скандалами и уходом гендиректора Трэвиса Каланика (№226 в глобальном списке Forbes, состояние $6,3 млрд).
Объем рынка автомобильных грузоперевозок в США составляет около $800 млрд. По словам Льюиса, в 30% случаев дальнобойщики ездят без груза и его приложение позволит повысить эффективность перевозок, сократить издержки и уменьшить вредное воздействие грузовиков на окружающую среду.
По мнению президента Sistema Venture Capital Алексея Каткова, интерес к этой компании и вообще к маркетплейсам для грузоперевозок связан с тем, что инвесторы воодушевились проблемами Uber, ведь его ослабление дает шанс преуспеть конкурентам. Но объем инвестиций, привлеченных Convoy, невелик: опыт того же Uber показывает, что для создания — а потом удержания — нового рынка нужен совершенно другой порядок цифр. Интерес Билла Гейтса к этому проекту, возможно, связан с рынком беспилотных автомобилей, считает Катков. «Если Convoy удастся преуспеть, то эта компания может стать точкой входа в рынок беспилотных грузовиков», — убежден эксперт. Эта ниша для инвесторов интереснее, чем автономные легковые автомобили, так как там очевиднее потребности рынка, понятна бизнес-модель и нет рисков, связанных с пассажирскими перевозками, поясняет он.
С ним солидарен управляющий партнер Carmoney Эдуард Гуринович: «Тема беспилотных автомобилей сейчас очень интересна для многих инвесторов». В отличие от классического Uber для пассажиров беспилотные грузовики (а именно к беспилотным машинам в конце концов, по мнению эксперта, придут все агрегаторы) значительно проще внедрять, так как в этом случае отсутствует психологический страх со стороны пассажиров. Собеседник Forbes подчеркнул, что, если всех дальнобойщиков заменить автопилотами, это позволит работать автомобилям не 8 часов в сутки, а 24 часа 7 дней в неделю и без зарплаты.
«Интерес к Convoy — это пример того, что основными новыми рынками в венчуре станут крупные традиционные отрасли, где стартапы могут дать масштабный эффект в экономии ресурсов и росте качества сервисов. Convoy — это яркая история очень сильного синдиката инвесторов, который может много дать для ускорения роста компании», — добавляет инвестиционный директор венчурного фонда Maxfield Capital Алексей Тукнов. Опытные венчурные фонды именно так подходят к формированию раундов, собирая такой состав соинвесторов, который может максимально ускорить развитие компании за счет выходов на ключевые группы клиентов, экспертизы и доступа к другим ресурсам, подчеркивает он.
Билл Гейтс
Состояние: $86 млрд
Номер в глобальном списке Forbes: 1
Билл Гейтс — соучредитель Microsoft, сооснователь благотворительного фонда Bill & Melinda Gates Foundation. Он основал Microsoft в 1975 году вместе с Полом Алленом (№42 в глобальном списке Forbes, состояние $19,9 млрд). До 2008 года миллиардер являлся руководителем компании.
Гейтс владеет инвесткомпанией Cascade Investment, в портфеле которой — крупные пакеты Berkshire Hathaway, Coca-Cola и McDonald's. В конце 2016 года Гейтс совместно с миллиардерами Джеффом Безосом (№3 в глобальном списке Forbes, состояние $72,8 млрд), Ричардом Брэнсоном (№324 в глобальном списке Forbes, состояние $5 млрд), Джеком Ма (№23 в глобальном списке Forbes, состояние $28,3 млрд) и другими бизнесменами создал инвестфонд по поддержке чистых технологий Breakthrough Energy Ventures.
Джефф Безос
Состояние: $72,8 млрд
Номер в глобальном списке Forbes: 3
Джефф Безос — основатель и генеральный директор интернет-компании Amazon.com, основатель и владелец аэрокосмической компании Blue Origin и владелец издательского дома The Washington Post.
Бизнесмен создал Amazon.com в 1995 году как книжный интернет-магазин. Сегодня это крупнейший в мире интернет-ретейлер, акции которого с момента выхода на IPO в 1997 году подорожали больше чем на 66 000%.
Принадлежащая миллиардеру инвесткомпания Bezos Expeditions вкладывает деньги в технологические проекты, среди которых есть Airbnb, Twitter и Uber. В июле 2017 года Безос инвестировал в компанию-создателя «умного» вертикального фермерского комплекса Plenty. Кроме того, Безос был одним из первых инвесторов Google. В 1998 году бизнесмен купил 3 млн акций компании, тогда они стоили $250 000. В 2004 году, когда когда Google вышла на биржу, они стоили уже $3,3 млн. Сейчас такой пакет стоит примерно $3,1 млрд.
Генри Кравис
Состояние: $5 млрд
Номер в глобальном списке Forbes: 324
Генри Кравис — сооснователь и генеральный директор инвестфонда KKR.
В 1976 году миллиардер основал частную акционерную компанию Kohlberg Kravis & Roberts со своим двоюродным братом Джорджем Робертсом (№324 в глобальном списке Forbes, состояние $5 млрд). В 1989 году фонд приобрел американскую компанию RJR Nabisco за $31,4 млрд, тогда это поглощение стало крупнейшим в истории США.
Кравис является членом совета директоров в компаниях First Data Corporation, China International Capital Corporation и ICONIQ Capital, LLC.
Марк Бениофф
Состояние: $4 млрд
Номер в глобальном списке Forbes: 441
Марк Бениофф — сооснователь и генеральный директор технологической компании Salesforce.com.
Бениофф работал в компании Oracle, где затем получил должность вице-президента. В 1999 году Бениофф стал одним из основателей Salesforce.com, которая занимается разработкой сетевого программного обеспечения. Одним из инвесторов компании был основатель Oracle Ларри Эллисон (№7 в глобальном списке Forbes, состояние $52,2 млрд), вложивший $2 млн собственных средств.
Бениофф лично или через фонд Salesforce Ventures инвестировал в несколько компаний, которые перед выходом на IPO стоили более $1 млрд каждая, например Dropbox, Evernote и Docusign.
Также миллиардер является бизнес-ангелом и вложил свои деньги в десятки небольших технологических стартапов.
Барри Диллер
Состояние: $2,8 млрд
Номер в глобальном списке Forbes: 717
Барри Диллер — председатель и старший исполнительный директор онлайн-конгломерата InterActive Corp. (IAC), исполнительный директор туристической компании Expedia, Inc.
Основанная Диллером в 1995 году IAC включает в себя несколько десятков интернет-компаний, например Vimeo, HomeAdvisor и Dictionary.com, а также сервисы онлайн-знакомств, в том числе Tinder.
В 2005 году миллиардер вложился в стартап Blade, который создал приложение для бронирования вертолетов на короткие расстояния.