Таможенники смогут останавливать транспорт для досмотра в 35 регионах страны
Парламентарии доработали законопроект, принятый Госдумой в первом чтении в апреле, о запрете на оборот отдельных категорий товаров на территории России. Напомним, по мнению депутатов, подобный закон позволит защитить экономические интересы России и поддержать отечественных производителей в рамках тренда на импортозамещение
Контрсанкции, в первую очередь, коснутся товаров, которые ввозятся по таможенным правилам, отличным от установленных Евразийским экономическим союзом.
Поправки, рекомендованные к принятию Комитетом по бюджету и налогам, в своем докладе представил депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов, возглавляющий Подкомитет по таможенно-тарифному регулированию.
Остановка по требованию
По словам Сергея Викторовича, общую концепцию законопроекта удалось сохранить. Предполагается, что после вступления закона в силу правительство будет наделено полномочиями запрещать оборот отдельных категорий товаров на территории страны. При этом одна из главных новаций, внесенных в документ в ходе второго чтения, заключается в расширении полномочий действующих в отдельных регионах мобильных групп. Они смогут самостоятельно останавливать для досмотра транспортные средства массой от 3,5 тонн. Это позволит сократить до минимума случаи несанкционированного ввоза запрещенных товаров на территорию страны. В соответствии с действующим законом, такие действия пост-контроля возможны, но только с участием ОВД и ГИБДД. Однако для этих ведомств данные задачи не являются профильными.Сергей Чижов подчеркнул, что норма о самостоятельном досмотре автомобилей таможенными органами будет действовать только в регионах «примыкающих» к государственной границе – в Алтае, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Астраханской, Псковской, Самарской, Брянской областях и других – всего в 35 субъектах. Их исчерпывающий перечень будет закреплен федеральным законодательством. На остальной территории России эта форма контроля будет осуществляться по стандартной схеме – в рамках взаимодействия между ФТС, МВД и органами, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом парламентарий отметил, что данное решение уже получило предварительное одобрение президента Владимира Путина.
Еще один важный момент, на который обратил внимание Сергей Чижов, состоит в том, что досмотр транспортных средств не будет сплошными. При принятии решения, сотрудники ФТС будут руководствоваться либо оперативной информацией, либо риск-ориентированным подходом. Последний уже широко применяется в деятельности таможенных органов и позволяет усилить контроль в тех случаях, когда вероятность правонарушений особенно высока. Критерии, которыми руководствуются таможенники в этой работе, держатся, разумеется, в секрете и регламентированы внутренними правовыми актами.
Незнание не освобождает от ответственности
Важную поправку предлагается внести в законопроект в отношении категории товаров, на оборот которых может быть введен запрет. Если в первой редакции законопроекта допускалось расширение категорий, теперь предлагается исключить эту норму и сделать список закрытым. В него может быть включена подсанкционная продукция, а также товары, ввезенные на территорию ЕАЭС, на условиях отличных от установленных единым таможенным законодательством Союза.За Правительством же закрепляется обязанность информировать о включении «в черный список» новых товарных групп, правда, с одной оговоркой: если субъект внешнеэкономической деятельности не был осведомлен о запрете, он не освобождается от ответственности. Это связано с тем, что авторы допускают возникновение «сбоев» в процессе обмена информацией между таможенными органами ЕАЭС, особенно на первых этапах. К тому же Сергей Чижов обращает внимание, что даже если предположить, что до предпринимателя или организации актуальные сведения о выпуске товаров доведены не были, за ними всегда остается право востребовать информацию самостоятельно.
Напомним, комментируя данное решение представители Воронежской таможни отмечали, что с экономической точки зрения ограничение оборота товаров, которые предусмотрены законопроектом, положительно повлияют, например, на развитие сельского хозяйства в России. По мнению таможенников, документ призван устранить пробел в правовом регулировании этого вопроса и помочь отечественным производителям укрепить свои позиции на рынке.