ОАО РЖД оставят без процентов: ведомства против инвестнадбавки в тарифе монополии
Шансы получения ОАО РЖД инвестиционной надбавки к тарифу уменьшаются: поддерживавшая эту идею ФАС теперь считает правильным сдерживать расценки монополии. Против выступают и в Минэкономики, где уверены, что рост погрузки и так позволяет ОАО РЖД больше зарабатывать. Но в реальности доходная ставка монополии не увеличивается, и, по мнению экспертов, без надбавки ее ждет бюджетный коллапс.
Вчера глава ФАС Игорь Артемьев сообщил ТАСС, что к инвестнадбавке в тарифе ОАО РЖД нужно подходить с оглядкой на интересы бизнеса и населения. По его словам, у ОАО РЖД, «как у остальных монополий, музыка понятная: она прокручивается каждый раз — добавить 1%, добавить 2%, 5%». Смотря на что, добавил господин Артемьев, пояснив, что ФАС не должна «обслуживать интересы национальных чемпионов», задача службы — сдерживать тарифы.
В течение 2017 года для ОАО РЖД действует целевая надбавка в 2% к индексации тарифа в 4%, дополнительный прирост идет на капремонт инфраструктуры. Надбавка была согласована с оговоркой о том, что это однократная мера, которая не будет возобновлена в 2018 году. Эта же позиция закреплена в макропрогнозе Минэкономики до 2020 года. Вместе с тем еще в марте ФАС предлагала продлить надбавку, направив ее на финансирование обновления локомотивов (см. “Ъ” от 9 марта).
В конце мая в интервью “Ъ” глава ОАО РЖД Олег Белозеров говорил о том, что компания будет просить продления допиндексации в 2% (см. “Ъ” от 30 мая), рассматривалась возможность использования ее на модернизацию БАМа и Транссиба. Вместе с тем в проекте долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД в сценарные условия было заложено исключение в 2018 году из доходов целевой надбавки к тарифу, но предложен дополнительный 1% индексации на восстановление доходной ставки (см. “Ъ” от 13 июня). В ведомствах “Ъ” тогда не поясняли, откуда взялся 1%, глава Минтранса Максим Соколов позже говорил, что министерство ждет от ОАО РЖД официального документа, где будет сформулировано это предложение.
Вчера глава Минэкономики Максим Орешкин заявил, что не поддерживает индексацию в 1%. «Когда мы договаривались в прошлом году, была договоренность 2% на один год,— цитирует его ТАСС.— Мы ее придерживаемся». Он пояснил, что из-за хорошей динамики грузопотока и грузооборота в этом году ОАО РЖД «даже с базовой индексации получает гораздо больше, чем ожидали изначально». Вместе с тем в апреле старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов говорил, что, несмотря на рост грузооборота и индексацию тарифа, рост доходной ставки ОАО РЖД в части грузоперевозок за первый квартал «близок к нулю» из-за вытеснения высокодоходных грузов низкодоходными.
В ОАО РЖД пояснили, что предлагают различные варианты привлечения инвестиций в инфраструктуру. «Это может быть инвестсоставляющая, механизмы концессии, take-or-pay и другие,— говорят в монополии.— Позитивные результаты приносит принятая на этот год надбавка на капремонт пути. Она позволит улучшить состояние инфраструктуры, повысить скорость доставки грузов». В конечном итоге, заключают в ОАО РЖД, выгоду от этого получат грузоотправители.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров убежден, что без дополнительной индексации ОАО РЖД ждет бюджетный коллапс. За счет роста погрузки компания могла бы получить в этом году дополнительно 40–43 млрд руб. в грузовом сегменте, однако этот рост не позволит справиться с ухудшением структуры грузов и ростом дополнительных расходов. Сейчас ОАО РЖД вынуждено в ускоренном темпе ремонтировать локомотивы, чтобы обеспечить рост отгрузки угля на экспорт в порты Дальнего Востока, но вкупе с ограничениями сети и несмотря на все успехи ОАО РЖД в управлении вагоноотправками, в этом направлении недогружается порядка 600 вагонов в сутки. В 2018 году, уверен эксперт, есть объективная необходимость в надбавке, которая при условии жесткого контроля ведомств над ее использованием позволит решить проблему нехватки тяги.