Беспилотные грузовики: что станет с профессией дальнобойщика
Starsky Robotics — это будущее в настоящем. Идея проекта в принципиальном изменении профессии дальнобойщика: скоро можно будет управлять автоколонной дистанционно, с помощью контрольного центра.
Большинство разработок беспилотных автомобилей, в том числе Ford и Alphabet, предполагают почти полное отсутствие человека в процессе вождения. Речь идет об автономии четвертого уровня.
Зельц-Аксмашер, соучредитель и главный исполнительный директор Starsky, считает возможности своего проекта более скромными, но при этом более разрушительными для рынка занятости США. Компания разработала систему искусственного интеллекта для крупногабаритных грузовиков, которая позволяет им самостоятельно двигаться по автомагистралям. При съезде на небольшие дороги водитель берет на себя управление, при этом он может сохранять контроль над несколькими автомобилями.
Конкуренты проекта больше тратят время на исследования, чем тормозят собственные разработки. Starsky еще находится в стадии бета-тестирования, но уже получает доход, перевозя контейнеры, наполненные товарами, вдоль автомагистралей США. Сейчас система дистанционного управления находится в разработке и нуждается в улучшениях, поэтому в кабине находятся два сотрудника: водитель и инженер-программист.
Компания отмечает сложности при приеме на работу специалистов из разных областей, ведь водителям и программистам приходится работать вместе.
Работа дальнобойщиком мало для кого становится постоянной, поскольку она плохо оплачивается и сопровождается тяжелыми условиями труда. Программисты, наоборот, высокооплачиваемы и обеспечены качественными рабочими местами. И тем, и другим приходится часто работать в одной кабине. По мнению директора Starsky, подобное «соседство» позволяет сгладить различия между ними.
Положение Starsky на рынке
Starsky поставила цель достичь годовой выручки в $700 млрд. Стартовый капитал проекта составил $5 млн, включая инвестиции венчурного фонда и инкубатора из Кремниевой долины.Основные конкуренты компании — Embark, Y Combinator и Otto (стартап, который не привлек финансирования и имел менее 100 сотрудников, когда Uber Technologies приобрела его за $700 млн). Другая транспортная компания Peloton Technology собрала $78 млн на расширение автономных функций обычных грузовиков. Если один из этих стартапов или другие конкуренты преуспеют в этой области, рынок труда в одной из самых важных отраслей экономики США кардинально изменится.
По данным Американской ассоциации грузовых автомобилей (ATA), в логистике, в том числе в качестве грузовых брокеров, производителей грузовиков и официантов для грузовых автомобилей, задействовано более четырех миллионов рабочих мест.
По данным Geektimes, профессия водителя грузовика — самая популярная в большинстве штатов США.
Грузовики — почти идеально подходят для тестирования новейших автономных технологий вождения. Их маршруты в основном пролегают по автомагистралям, где есть четкая разметка и нет помех, например, велосипедистов. Грузовики массивны, поэтому их легче оснастить всеми необходимыми датчиками. Все это привело к тому, что специалисты по автоматизации решили использовать грузовики в качестве тестового примера для воздействия ИИ на занятость населения.
Вес перевозимого груза в США по сравнению с 2009 годом увеличился более чем на 30%, в то время как занятость в промышленности выросла примерно на 10%. Все меньше людей приходит работать водителями, и это во многом связано с рядом реформ, превративших эту профессию в тяжелый, малооплачиваемый труд.
Из-за совершенствования технологий, облегчающих обучение, индустрия отказалась от найма дальнобойщиков на постоянной основе. Теперь водители зарабатывают немного больше минимального уровня, постоянно переключаясь на другие области заработка. Высокая текучесть стала нормой.
Тестирование первых прототипов
Starsky проводит тесты в разных штатах, но Флорида особенно привлекательна в качестве полигона благодаря мягкому законодательству. Например, в отличие от Невады и Калифорнии, законодательство Флориды не требует специального разрешения на тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, если водитель имеет необходимую лицензию. Поэтому компания намерена провести там испытания в конце 2017 года.При этом остается еще много недоработок, которые необходимо устранить. Например, потеря полосы на несколько секунд при сильном боковом ветре.
«Обычно ты отсутствуешь дома до 21 дня в месяц. Благодаря грузовикам с дистанционным управлением водители смогут проводить дома до 40 часов в неделю, — говорит главный водитель компании Джефф Рунионс. — Одиночество и пища из забегаловок останутся в прошлом. 3,5 млн дальнобойщиков в США получат хорошие условия труда».
Не для всех такое решение кажется выходом. В мае водители Airgas, фирмы-перевозчика промышленных газов, начали забастовку частично из-за предлагаемого положения в контракте, которое позволило бы их дочерней компании использовать автономные грузовики.
В Нью-Йорке объединенная группа New York Communities for Change (NYCC) проводит кампанию по прекращению государственного финансирования исследований автономных транспортных средств до тех пор, пока не будет разработан план по защите водителей. «Если компании не будут учитывать, что происходит с водителями сегодня, мы все потеряем работу», — говорит один из активистов Роландо Пердоно.
Существует три мнения о долгосрочных последствиях ИИ для занятости. В первом утверждается, что достижения в области робототехники приведут к повышению производительности и освободят людей от монотонной работы. Вторая группа опасается, что из-за технологий останется так мало доступных рабочих мест, что появится очень много безработных. Последние утверждают, что все это — шумиха, а заметных достижений предстоит ждать еще десятилетия.
Но в конечном счете, считает Зельц-Ахмашер, новые технологии сделают жизнь дальнобойщиков лучше. Люди и машины, работающие вместе, всегда будут лучше, чем по одиночке.