Таможенное ускорение. Почему на границе стало меньше очередей
Руководитель отдела логистики компании ВР Логистик Алексей Долматов объяснил, что стоит за успехами ФТС.
В 25 раз быстрее на таможне за год научились оформлять документы для экспортеров, и в 42 раза быстрее для импортеров. Ожидание подготовки бумаг для тех и других на границе, как отчитались в Федеральной таможенной службе, сократилось до одного часа, а общее число документов — до двух для экспорта и четырех для импорта. В среднем за контейнер теперь тот, кто вывозит товары за рубеж, тратит 10 — 20 долларов за подготовку бумаг. Тот, кто ввозит, платит 50 -180 долларов.
В целом же прохождение границы, по данным ФТС, занимает уже не 96 часов, а 60. Те, кто везет безрисковые товары, проходят таможню за полчаса (экспортеры) и час 18 минут (импортеры).
Руководитель отдела логистики компании ВР Логистик Алексей Долматов успехи ФТС объясняет несколькими составляющими. На таможне идет тотальный переход на электронное декларирование, появилась классификация компаний на три группы по критерию риска, продолжается работа по унификации процедур к вступлению в силу первых положений Таможенного кодекса ЕАЭС (1 июля).
«Таможня уже сейчас активно выстраивает работу своих подразделений так, чтобы соответствовать новым требованиям и нормам, предписанным этим документом. ФТС унифицирует процедуру таможенного оформления, а это уже напрямую положительно сказывается и на сроках, и на минимизации издержек, — заметил эксперт. — Это сказалось, но все же не настолько сильно, как говорится в заявлении ФТС. На практике, средний срок подготовки документов – от 4-х часов до суток»
Кроме технологической составляющей, у ускорения есть и внешнеполитическое измерение: товарооборот сократился из-за выпадения санкционных продуктов. На границе стало ощутимо меньше высоко-технологического оборудования из США и Евросоюза. Причем санкции сказались и на соседних странах. Так финские порты, ранее на 80% ориентированные под транзит в Россию, сейчас простаивают. Порты Дальнего Востока загружены примерно на 40% от своей мощности.
«Как следствие, переход границы по таким направлениям стал осуществляться куда быстрее – очередей ведь нет», — отметил Алексей Долматов.
Среди внутриэкономических причин — ужесточение конкуренции на рынке логистических услуг, которая привела к снижению цен на услуги таможенных экспедиторов и брокеров. Расходы на разгрузку и погрузку (ППР) же в портах остались те же. В среднем это порядка 500-550 долларов за контейнер.
«Издержки бизнеса на швартовку судна, его разгрузку и последующую отгрузку контейнеров, портовых операций напрямую зависят от расценок компаний, специализирующихся на ПРР в портах, отметил эксперт. — В большинстве случаев этим занимаются не представители контейнерных линий, а отдельные фирмы. Расходы на таможенный досмотр находятся примерно в тех же границах. Что касается снижения расценок на ПРР – несмотря на то, что, как уже говорилось ранее, рынок просел, цены на погрузку и разгрузку пока остаются на том же уровне, что и раньше».