1
3 июля 2017

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



Пожарный танк ГПМ-72 — результат совместной работы двух предприятий из белорусского города Борисова — СООО «Пожснаб» и ОАО «140 ремонтный завод». А еще это «звезда» выставки #MILEX-2017. Мое знакомство с ним началось с небольшого макета, а продолжилось нахлынувшими воспоминаниями и положительными эмоциями. Подробности:


#MILEX-2017 проводили сразу по двум адресам в разных частях города — в спорткомплексе «Минск-Арена» и в аэропорту «Минск-1». Не очень удобно, конечно, но в белорусской столице действительно нет толковых площадок для выставок такого масштаба.

01. Так вот в павильоне «Минск-Арены» на стенде ОАО «140 ремонтный завод» показывали этот макет. Спрашиваю: «Перспективный проект?» Ответ: «Уже существующая машина, стоит в аэропорту.» Да, ладно! Серьёзно? Скорее в аэропорт!



02. Приезжаю. И правда, «не макет» в натуральную величину реально демонстрируют. Для меня эта машина стала самым ярким экспонатом выставки в прямом и переносном смысле.



Почему самым ярким в прямом — понятно. А почему самым ярким в переносном? Дело в том, что у меня с пожарными танками особые «отношения». Об этом Ремарочка.

Ремарка М-Парка
Пожарную технику люблю давно, интересуюсь ей пристально, а пожарный танк для меня всегда был чем-то сакральным — труднодоступным для поисков и потому особо ценным «споттерским объектом».

03. «На картинке» самый известный отечественный пожарный танк ГПМ-54 я увидел еще в детстве. Увидеть и пофотографировать его «живьем» еще тогда стало чем-то вроде «хрустальной мечты».



Объект того заслуживал. Среди своего типа спецтехники ГПМ-54 — знаковая машина. Как-никак — самый массовый пожарный танк мира! Разрабатывали его в Киеве силами 482-го конструкторско-технологического центра, а первый опытный образец был построен в 1978 году на Львовском бронетанковом заводе. Сколько в дальнейшем изготовили серийных ГПМ-54 точно не известно, но распространены они были по всему Советскому Союзу и, вероятно, речь идет о сотнях экземпляров.

Одним своим внешним видом ГПМ-54 завораживает человека, не равнодушного к необычной спецтехнике.

04. Основные характеристики: базовое шасси — танк Т-54 без башни и боекомплекта, полная масса — 43 т, высота — 3,7 м, толщина передней брони — 100 мм, запас воды — 9000 л, запас пенообразователя — 1100 л, производительность насоса — 60 л/с.



В начале нулевых, еще будучи студентом, я сотрудничал с минским журналом «Служба спасения 01», для которого делал статьи о пожарной технике. В рамках подготовки очередной публикации, темой которой была «пожброня», по официальным каналам удалось найти ГПМ-54, дислоцированный в Брестской области.

05. В идеальном состоянии ГПМ-54 охранял (и по сей день, вероятно, охраняет) склады «46-го Арсенала ракет и боеприпасов» в поселке Бронная Гора. Именно там состоялось мое первое личное знакомство с пожарным танком. Я тогда был юн и длинноволос :)



06. Там же в Бронной Горе я впервые познакомился и с белорусским изделием «пожбронепрома» — спецмашиной ЛПМ-2 на базе БПМ-1, создателем которой является ОАО «140 ремонтный завод».



07. А следом, в рамках подготовки той же статьи, довелось побывать и на самом 140-м ремонтном заводе в Борисове, где изучил и самый первый вариант белорусской конверсионной гусеничной пожарной машины — ЛПМ-1.



Это была первая часть «положительно-эмоциональных» мемуаров :)

Есть и вторая. Уж сразу «прошу пардону» за обилие воспоминаний, но сегодня пост со значительной эмоциональной составляющей. Еще одна Ремарка.

Ремарка М-Парка

140-й ремонтный завод меня тогда поразил. Помимо ЛПМ-1 ожидал увидеть что-то типа «большого СТО» для танков, а увидел огромное предприятие с бронетанковым производством чуть ли не полного цикла. Но еще больше в свое время меня удивил другой факт, связанный с городом Борисовом и создаваемой в нем пожарной техникой.

08. Начиналась история так. В 2004 году в Минске проходил II Чемпионат мира по пожарно-прикладному спорту. Рядом со стадионом «Динамо» развернули солидную выставку пожарного спецтранспорта. Был на ней автомобиль первой помощи АПП 0,5-0,8/400 (VW LT35).



09. Пожарный Volkswagen LT35 показывало «некое» СООО «Пожснаб». Спрашиваю: «Вы дилеры какой-то европейской фирмы?». Ответ: «Нет, это наше изделие. У нас производство в Борисове.» Отчетливо помню — сказать, что я тогда был сильно удивлен — ничего не сказать…



Это сейчас отечественная пожарная надстройка на импортном шасси — обычное, нормальное явление. А тогда это было что-то новое и диковинное. К тому же, имя «Пожснаб» стало для меня совершенно новым в списке изготовителей пожтехники.

10. В дальнейшем тот самый АПП 0,5-0,8/400 (LT35) стал служить в Молодечно, а я очень подружился с «Пожснабом»



11. «Как делают пожарные машины» я впервые увидел именно на «Пожснабе» — тогда еще небольшом производстве.



12. Основу гаммы в те времена составляли автоцистерны на шасси Уралов и ЗИЛов, а также АЦ на шасси АМУР — «клонов» грузовиков ЗИЛ из Новоуральска.



13. Именно на «Пожснабе» мне подарили эмблему от АМУРа. Теперь это коллекционная редкость.



Нет уж ЗИЛа, нет АМУРа… Но на трудовую биографию «Пожснаба» безвременная кончина этих производителей шасси не повлияла, благо, «Пожснаб» вовремя стал прорабатывать тематику пожарных автомобилей на шасси МАЗ.

14. Вот так выглядит самый первый «Пожснабовский» МАЗ. Обозначение автомобиля — АПП-0,1-0,6/400 (МАЗ-437040). Служит машина в Бобруйске, а кабина здесь штатная одинарная.



15. Но для большинства типов пожарных машин очень важна дубль-кабина и амбициозный «Пожснаб» научился делать такую для МАЗов. Похвастаюсь тем, что был очевидцем изготовления самой первой дубль-кабины МАЗ на «Пожснабе».



16. Тема с дубль-кабинами МАЗ разовьётся сверхуспешно, а АЦ на шасси МАЗ с дубль-кабинами и кузовами «Пожснаб» станут абсолютными доминантами в автопарке белорусского МЧС.



17. За 13 лет, что мы знакомы, «Пожснаб» из небольшого производства в арендованном маленьком цеху превратится в абсолютного лидера внутреннего белорусского рынка и станет серьезным игроком на рынке пожарной техники СНГ, освоив производство десятков моделей практически всех типов пожарной автотехники на самых разных шасси.



Приятно, когда на твоих глазах производитель проходит серьезный эволюционный путь, показывая не только количественный, но и качественный рост.

К чему все эти #Мемуары?

На протяжении многих лет, каждый раз по приезду в Борисов, меня не покидала мысль, смысл которой сводился к следующему: «А вот бы 140-й завод и „Пожснаб“ вместе „замутили“ пожарный танк…» Эх, какая интересная могла бы получиться машина. Но относился я к этому как к наивной фантазии, в серьезность реализации которой сам не особо верил. Но мечты сбываются!

18. Наступил #MILEX-2017 и… эмблемы «Пожснаба» и 140-го ремзавода рядом! Вот как тут не верить в «энергетические посылы?»



19. Во фронтальной проекции изделие двух грандов своих отраслей выглядит, как и положено, внушительно и грациозно.



20. В основе — шасси танка Т-72. На #MILEX-2017 ГПМ-72 и модернизированный Т-72 демонстрировались рядом. База одна, а внешний вид совсем разный. Боевую поворотную башню заменили на противопожарный стационарно закрепленный «ДОТ».



Надстройка ГПМ-72 — это мощный комплекс противопожарного оборудования, заключенный в едином корпусе. В «ДОТе» размещены цистерна на 10000 литров воды, 1000-литровый бак для пенообразователя, высокотехнологичные лафетные стволы, автономный дизель для привода мощного насоса и еще 23 наименования различного пожарного инвентаря.

21. Отсеки надстройки оборудованы шторными дверьми с барабанной системой намотки.



22. В левом отсеке размещен автономный дизель с насосом, а в правом — противопожарный инвентарь. Автономный двигатель — 177-сильный Deutz, а приводимый им в действие насос — немецкий Johstadt производительностью 4000 л/мин.
ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



23. В правом отсеке находится пульт управления автономным двигателем насоса.
ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



24. Подобраться к нему не проблема. На корпус танкового шасси можно быстро и легко забраться по специально пристроенной лестнице.
ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



Как видим, насос, автономный двигатель, да, собсвенно, все важнейшие противопожарные комплектующие у ГПМ-72 — от серьезных мировых поставщиков. Лафетные стволы — не исключение.

25. Передний лафетный ствол — изделие именитой в своем жанре американской фирмы Akron Brass Company.
ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



26. Конечно, выглядит не столь внушительно, как танковая пушка, но среди лафетных стволов по своей мощности и дальности этот ствол — самая настоящая «пушка».

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



Лафетных стволов у ГПМ-72 два. Второй лафетный ствол, тоже Akron Brass, смонтирован на выдвижной мачте и оснащен видеокамерой. Подъемный «всевидящий» лафетный ствол — это главное «оружие» танка.

27. С помощью аквамачты ГПМ-72 может тушить пожары из-за укрытий (земляных валов), не подвергая себя большому риску. Это актуально, например, на складах боеприпасов. Еще может сверху тушить что-то, к чему трудно подобраться — например, горящий вагон-цистерну, если прямой доступ перекрыт рядом стоящим поездом. Или штабеля пиломатериалов на лесобирже из-за забора. Много вариантов.

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



28. Подъем аквамачты — пневматический. Сжатый воздух подается через редуктор от пневмосистемы шасси. Есть еще дополнительные ресиверы, так что мачту можно выдвинуть даже при отключенном двигателе базового танка.

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



29. Бульдозерный отвал — уже традиция для пожарных танков, заложенная еще конструкторами ГПМ-54. У ГПМ-72 бульдозерный отвал тоже есть.

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



Таков, вкратце, портрет белорусского пожарного танка ГПМ-72. Но справедливости ради следует отметить, что в мире существует еще один пожарный танк с обозначением ГПМ-72 — украинского производства.

С учетом склонности проекта mpark.pro к энциклопедичности коротенькой Ремарочкой вспомним украинский ГПМ-72.

Ремарка М-Парка

Украинский ГПМ-72 — изделие упоминавшегося выше Львовского бронетанкового завода, который функционирует и по сей день.

30. У этого танка совсем другая конструкция и вообще инженерная концепция. Насос Ziegler FPN 10-6000-2Н приводится в действие от штатного двигателя танка через сложный редуктор. Запас воды — 20 000 литров, пенообразователя – 2000 л.

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



Да здесь запас огнетущащих средств в два раза больше, защита спецоборудования — мощнее, но общеизвестно, что не «тот танк лучше, у которого броня толще».

Белорусский ГПМ-72 и украинский ГПМ-72 спроектированы по-разному и предназначены для совершенно разной тактики применения. Если украинский танк создан для того, что «лезть под рвущиеся снаряды», буквально идти в «штыковую атаку», то белорусский — для «снайперской» работы из укрытия.

31. Кроме того, один из пунктов технического задания предусматривал свободный доступ к узлам, агрегатам и технологическим лючкам шасси. То есть нужно было максимально не вмешиваться в конструкцию корпуса шасси. Это условие соблюдено. У львовского ГПМ-72, обратим внимание, от базового шасси остались только гусеницы, а доступ ко всем агрегатам сильно усложнен.

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой



Новые модели пожарных танков, в целом в «жанре», появляются очень редко. Хорошо если одна — раз в 2-3 года. Так что каждая новинка — событие. Поэтому белорусский ГПМ-72 — тоже событие. В историю танков-огнеборцев, берущую свое начало еще с пожарных эрзац-вариантов Т-26 и Т-34, вписана новая страница.

Фото: Машинный парк Источник: Машинный парк

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир