Евразийский союз не прошел через таможню
Российская таможня фактически не выполняет решения Совета ЕЭК по признанию товарных сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС. Реальная причина — отсутствие единой компьютерной базы сертификатов. В итоге в Россию практически невозможно ввезти товар, сертифицированный в другой стране ЕАЭС.
Сертификаты раздора
С февраля нынешнего года Федеральная таможенная служба России (ФТС) не принимала документы об оценке соответствия продукции требованиям единых технических регламентов Таможенного союза, если они были выданы и зарегистрированы в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.То есть товары не могли легально пересечь таможенную границу России с сертификатом, выданным в одной из четырех стран ЕАЭС, — российские таможенники просто не проводили их таможенное декларирование.
Это прямо противоречило Таможенному кодексу ЕАЭС — одному из ключевых документов Евразийского экономического союза.
От таких действий сильнее всего страдали бизнесмены из Казахстана и Белоруссии. Первые сталкивались с трудностями при поставках в Россию товаров из Китая, вторые, соответственно, — из Европы. В Белоруссии на защиту местных торговых компаний встал Госстандарт Республики Беларусь.
Его чиновники заявили, что ФТС РФ нарушает Таможенный кодекс ЕАЭС, и пригрозили принятием ответных мер.
Проблема была вынесена на уровень Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). 17 мая Совет ЕЭК принял решение: российские таможенники обязаны принимать сертификаты ЕАЭС при автоматической регистрации таможенных деклараций независимо от того, в какой стране Союза они были выданы. После этого ФТС выдала своим таможням предписание обеспечить прием сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС.
Однако после этого российская таможенная граница так и не открылась для партий товаров, сертифицированных за пределами России. Одновременно с предписанием Совета ЕЭК начальники российских таможен получили письмо за подписью начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС Сергея Шкляева. В нем он рекомендовал «запрашивать исключительно оригиналы» сертификатов ЕАЭС и проводить их проверку в соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса.
По сути, руководство ФТС включило бюрократические механизмы, блокирующие провоз в Россию любых партий товаров, не получавших сертификат от российских ведомств.
Как указывается в письме, «в качестве мер по минимизации рисков» рекомендовано проверять достоверность заявленных сведений в сертификатах ЕАЭС, сопоставляя их со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах, а также проверяя при таможенном осмотре товаров наличие необходимой маркировки, в том числе наличия единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС (знак «ЕАС»).
При этом для проверки подлинности оригиналов ЕАЭС-сертификатов предписывается «использовать имеющиеся в таможенных органах силы и средства, а также силы и средства экспертных лабораторий таможенных органов, осуществляющих криминалистическую экспертизу документов, для сопоставления обязательных реквизитов таких документов (печать, подпись уполномоченного лица, бланк и т.д.), полученных от таможенных органов стран ЕАЭС по отдельным запросам».
Дальше — больше. Российским таможенникам «рекомендовали» при проверке сертификатов ЕАЭС одновременно проверять и «статус уполномоченного иностранным изготовителем лица, законность ввоза образцов продукции, область аккредитации аттестованных испытательных лабораторий, соблюдение порядка и правил исследований ввезенных образцов, а также соответствие их результатов установленным требованиям, а также соблюдение порядка и правил выдачи сертификатов соответствия либо регистрации деклараций о соответствии».
В итоге получается громоздкая бюрократическая процедура, прохождение которой может надолго задержать на границе партию товара. Это при том, что любая экспортно-импортная компания всегда связана жесткими сроками поставок. Кроме того, оригинальный сертификат на товар выдается заявителю один раз и обычно хранится в офисе компании — это может быть за тысячи километров от таможенного поста. Таможенникам всегда показывали его копии.
Закрытый открытый рынок
Международные торговые компании, работающие на постсоветском пространстве, констатируют: в реальности единая система технического регулирования ЕАЭС не работает. Мы сертифицировали ввозимые товары то в Белоруссии, то в Казахстане — в зависимости от того, что именно ввозили, — сказал «Газете.Ru» представитель одной из торговых компаний, штаб-квартира которой разместилась в Минске.Хотя в России получить сертификат можно быстрее, но в Белоруссии, в других странах ЕАЭС — дешевле. А если ввозишь много небольших партий разных товаров (каждый из которых надо сертифицировать), это становится важным фактором».
Действия ФТС фактически блокируют работу торговых компаний, получавших сертификаты на товар в «младших» странах ЕАЭС. С одной стороны, конечно, российские таможенники запрашивают сертификаты на границе выборочно.
Получается своего рода лотерея, поскольку при каждом пересечении таможенной границы просто невозможно предоставлять оригинал сертификата. И тем более — отдавать его на неопределенное время для проведения экспертизы подлинности.
«На площадке ЕЭК отсутствует единый информационный ресурс, позволяющий таможенным органам в режиме онлайн (в Российской Федерации таможенными органами используется ресурс Росаккредитации с автоматическим доступом к нему через систему межведомственного электронного взаимодействия) проверять достоверность сведений, заявленных в декларации на товары в части документов об оценке соответствия», — констатируют в Федеральной таможенной службе.
Тут уже упущение руководства Евразийского союза — Высшего евразийского экономического совета, который инициировал взаимное признание товарных сертификатов, но не позаботился о создании единого их реестра.
Российские таможенники мотивируют свои действия обязанностью защищать российский рынок от некачественных товаров. Однако в других странах ЕАЭС в действиях ФТС РФ видят дискриминацию.
«Получается, что всех субъектов хозяйствования, и в первую очередь импортеров, принудили работать с органами по сертификации одной страны, что противоречит законодательству Евразийского экономического союза», — заявил глава Госстандарта Белоруссии Виктор Назаренко.
ФТС России выступила с инициативой скорейшего создания единого информационного ресурса, которая была поддержана представителями всех государств Союза, подчеркивают в российском ведомстве.
«Надеемся, что эта задача будет выполнена до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС 1 января 2018 года», — сказали в пресс-службе ФТС.
Закрытый белорусский рынок
Александр Лукашенко не раз называл блокирование транзита товаров из Европы в Россию через Белоруссию «нарушением всех норм международного права». В свою очередь, эксперты отмечают: в соглашениях о Евразийском союзе есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договоренности, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров.
Впрочем, пока до этого не дошло. Хотя в конце прошлого года Лукашенко предпринял громкий демарш — он не поехал на саммит глав государств ЕАЭС 26 декабря в Санкт-Петербурге, на котором планировалось одобрить общий для пяти стран Таможенный кодекс.
Именно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал недовольство белорусского лидера. Оно было оглашено 9 декабря, когда Лукашенко потребовал от своих министров «обеспечить соблюдение национальных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
А месяцем ранее президент Белоруссии практически открыто пригрозил начать сворачивать союзные проекты с Россией.
«Уже надоело, это уже через край, дальше так продолжаться не может. Еще говорю это потому, чтобы вы понимали, на каком фоне мы сегодня говорим о дальнейшем развитии нашего союзного проекта, — сказал тогда Лукашенко. — Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие прежде всего в Евразийском экономическом союзе. Если так будет продолжаться, зачем нам там держать кучу чиновников? Там, по-моему, уже около тысячи в так называемом правительстве ЕАЭС. … Нарушается все, о чем договорились… Мы должны четко определиться: или мы идем на углубленную интеграцию государств, или нет».
Но одновременно белорусские чиновники сами создавали проблемы в сфере сертификации.
21 октября 2016 года появилось постановление Совета министров №?849 о сертификации ввозимой в Белоруссию бытовой техники. Согласно ему, с 1 февраля 2017 года вся ввозимая в страну бытовая техника и компьютерная электроника, а также средства связи и алкогольные напитки должны были сертифицироваться. Главным новшеством стало то, что требование правительства распространилось и на товары российского производства.
В ответ российская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) написала письмо на имя первого вице-премьера России Игоря Шувалова. В нем российские торговцы, в частности, указали, что с 1 февраля «возникает технический барьер в торговле между государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). … Поставка бытовой техники из России в Белоруссию через два месяца будет затруднена».
После этого правительство Белоруссии решило отложить сертификацию «в долгий ящик». Было принято постановление №77, которое перенесло обязательную сертификацию на холодильники, морозильники, телевизоры и прочую бытовую технику, а также электронику на 1 июля 2018 года.