Путем страданий: путешествие из Владивостока в Находку
Состояние построенной полвека назад приморской трассы ухудшается с каждым годом. В администрации Приморского края объясняют состояние трассы тем, что она не рассчитана на сегодняшние нагрузки. Фотокорреспондент PRIMPRESS проехал по заданному маршруту в кабине большегрузного автомобиля.
«Рейсы в Находку совершаю уже года два, наверное, — рассказал по пути Павел Торопов, водитель фуры. — За это время дорога стала намного хуже. Самый ужасный участок пути — от Романовки до Находки, а это половина пути. Простая поездка по этой дороге отвратительно сказывается не только на машине, но и на моем здоровье: спина болит, шея. Езжу раз в месяц. Вся трасса продавленная, очень много ям. Если дорожники что-то и делают, то из рук вон плохо — все тут же разваливается. Нормального ремонта давно не было».
«При обследовании дороги Артем — Находка — порт Восточный прокуратурой города Находки выявлены нарушения в сфере безопасности дорожного движения, — сказала старший помощник прокурора края Елена Телегина. — Установлено, что целостность дорожного покрытия на нескольких участках нарушена, имеется множество выбоин, установлена ямочность и разрушение асфальта, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с иском к департаменту транспорта и дорожного хозяйства края об устранении нарушений».
В администрации Приморского края объясняют состояние трассы тем, что она не рассчитана на сегодняшние нагрузки. «Текущее состояние дороги связано с тем, что она старой постройки. Она была рассчитана на старые нагрузки — это порядка 5-7 тонн на ось. Сейчас грузовики ездят с нагрузкой 10-12 тонн на ось.
Это официально разрешено, а каков этот вес на самом деле, знают только водители», – говорят в администрации. По информации чиновников, поддержание дорожного полотна в рабочем состоянии происходит в плановом режиме, проводится ямочный ремонт и даже запланирован капитальный: «Уже завершены торги, проведены аукционы и начинает ремонт. Он будет проходить на нескольких участках, всего будут ремонтироваться 32 километра трассы. Эти 32 километра подвергнутся капитальному ремонту, на остальной трассе будет произведен ямочный.
Федеральная программа «Безопасные и качественные дороги», в ходе которой ведется ремонт дороги, рассчитана на период более пяти лет. В апреле «Примавтодор» уже произвел ямочный ремонт на этой дороге, уложив там 1300 тонн асфальта.
Часть из 139 мостовых сооружений, которые запланировано отремонтировать в крае, находится как раз на находкинской трассе. Первый мост, который будет отремонтирован, — Новолитовский. Сейчас готовится проектная документация, и, возможно, в этом году начнется строительство. Или в следующем».
С текущим положением вещей, в общем, все ясно: оно отвратительное. И будет только ухудшаться. После ямочного ремонта далеко не уедешь, а на капитальную реконструкцию всей без малого полуторасоткилометровой дороги в краевом бюджете средств нет и не предвидится. Тем временем нескорыми темпами, но все-таки началось строительство очередного участка новой трассы Владивосток – Находка – порт Восточный, которая должна стать частью международного транспортного коридора «Приморье-1».
«На данный момент ведется строительство участка от Артема до Царевки протяженностью около 25 км, — сообщили в пресс-службе администрации Приморского края. — Закончить планируется к 2020 г. Стоимость строительства – 21 млрд руб., из них 18,7 млрд – федеральные средства, остальное – из краевого бюджета. Говорить о сроках сооружения всей трассы мы не можем. Первоначально называлась дата — 2025 год. Но существует много влияющих факторов. Сейчас только ищут инвесторов на строительство третьего этапа, в том числе и среди китайцев, так что еще неизвестно, когда и кем оно начнется».
«Никто и не говорил, что это будет подарок развивающемуся региону исключительно за деньги федерального бюджета, — рассуждает на заданную тему заведующий лабораторией «Дальневосточный центр экономического развития» Николай Матвиенко. — Какие-то работы в самом начале, конечно, делаются на государственные средства: планировка, межевание, урегулирование каких-то вопросов. Но если кто-то думал, что из российского бюджета нам оплатят все, то пора проснуться. Этот проект в первую очередь экономический – это магистраль, где будут работать деньги, поэтому и бизнес должен вкладывать».
Леонид Супрунов, заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам «Примавтотранса»: «Развитие экономики всегда начинается со строительства дорог. Китай можно приводить в пример по многим показателям, но в сфере строительства дорог это особенно показательно. Что такое был Китай? Кто помнит, когда только-только начиналось развитие перевозок в Суньфэньхэ – была ведь грязь непролазная! Потом китайцы определили главные для себя направления и начали строить там дороги. Что было в прошлом и что мы видим сейчас – небо и земля! Там, где был гужевой транспорт, теперь поток автомобилей».