Дмитрий Брекоткин и «ГАЗель-Бизнес»: бизнес и жизнь
Когда мы попросили Дмитрия Брекоткина, известного участника команды КНВ «Уральские пельмени», провести тест-драйв «ГАЗели-Бизнес», то ожидали услышать что угодно, только не признание, что это прикольно. Ну вот представьте: вам звонят, предлагают прокатиться за рулем автомобиля, являющегося именем нарицательным в России, а вы не только находите сто причин этого не делать, а наоборот, с радостью соглашаетесь! Вместе с Дмитрием и мы присмотрелись к отечественному представителю коммерческого транспорта, и даже опробовали его в деле по прямому назначению. Теперь мы уверены, что к конкуренции с зарубежными грузовичками ГАЗ подготовился основательно.
Почему на тесте оказалась именно «ГАЗель-Бизнес»? Дело в том, что этот автомобиль во многом революционен для России. Не своими деталями или особыми характеристиками, а подходом к проектированию и попыткой изменить отношение покупателя. Модель выпускается с 2010 года и, как утверждают наши коллеги, новая модификация вобрала в себя столько улучшений, сколько у «ГАЗели» не было с момента появления в 1994-м. Поговаривают, что однажды президент «Группы ГАЗ» Бо Андерсон решил почитать, что пишут про «ГАЗель» на форумах в интернете, и пришел в ужас. По другой, более правдоподобной версии, дешевым российским рабочим лошадкам уверенно начали дышать в спину иностранные конкуренты. Некоторые из них собирают в России – FIAT Ducato и Volkswagen Transporter. Совсем не по-партнерски ведет себя Renault, да и Ford не выглядит транзитным пассажиром на этом рынке. А всевозможные корейцы и китайцы? Вот и пришлось ГАЗу пойти в народ: в компании анализировали статистику гарантийных ремонтов, информацию от дилеров, динамику продаж запасных частей, обзванивали простых шоферов. В итоге доработали сразу 20 узлов, а в конструкцию внесли невероятные 130 изменений. В общем, посмотреть было на что.
Почему водителем «ГАЗели-Бизнес» стал Дмитрий Брекоткин? Во-первых, потому что ему не привыкать шутить на тему российского автопрома. Во-вторых, из нашего прошлого интервью мы знали, что Дмитрий давненько не ездил на российских машинах, но опыт пилотирования ВАЗов, УАЗов и ГАЗов имел достаточно солидный. А раз так, то мог незамыленным, можно даже сказать, отвыкшим взглядом оценить прогресс «ГАЗели». Сам же известный «уральский пельмень» отметил, что ему сама идея теста такого автомобиля показалась прикольной.
Дмитрий Брекоткин:
Предложение протестировать именно «ГАЗель» мне очень понравилось. Почему? Потому что на обычных, легковых автомобилях, я езжу каждый день, а опыт вождения грузовика выходит за рамки обыденной жизни. Это настоящее приключение. А еще потому, что лет пять назад я уже ездил на «ГАЗели» – перевозил вещи в сад. Это ощущение помню – ты и шофер, и грузчик в одном лице. Интересно сравнить, как изменился автомобиль.
Куда отправиться на «ГАЗели»? По прямому назначению! Не в Нижний Новгород, чтобы рассказать о выявленных недостатках, а на рынок. «ГАЗель-Бизнес» досталась нам в модификации малотоннажного грузовика с бортовой платформой, поэтому мы решили попросить Дмитрия загрузить в автомобиль стройматериалы, чтобы оценить практичность и удобство погрузки. Садимся внутрь и в глаза сразу же бросается значительно переработанный и улучшенный салон. «Это какая-то иномарка!»,– вырывалось у нашего фотографа. Пластик, хоть и жесткий, но радует отсутствием перекошенных зазоров между деталями, а также вставками под алюминий. Как у иномарок, поворотный тумблер управления светом фар расположен слева от рулевой колонки. Кресла теперь оснащены подогревом, а к услугам любителей чая и кофе здесь сразу три выезжающих подстаканника. Вообще, цифра три доминирует в салоне. Помимо того, что он трехместный, и есть три подстаканника, можно открыть три бардачка – два слева (один над другим) и центральный, который так любим водителями маршруток – они складывают туда мелочь. Есть жидкокристаллический экран, где показывается температура и направления воздушных потоков. Доплатите 30 000 рублей и получите кондиционер. Также за доплату можно получить и магнитолу, которая, со временем, должна появиться в базовых комплектациях.
Дмитрий Брекоткин:
Оценку салону нужно выставлять, исходя из того, сам ты ездишь на автомобиле или нет. Если купил машину, нанял на нее людей, то особые изыски не нужны. А если ездишь сам, то, например, кондиционер лучше купить. Что можно сразу же отметить в салоне – это то, что никто не экономил на объеме. Здесь много места над головой, большое стекло и дворники. Не то, что в «Жигулях». Удобное кресло, которое регулируется и по высоте и по длине. Отрадно, что «ГАЗель-Бизнес» стала лучше обычной «ГАЗели». Единственное, что можно было бы порекомендовать конструкторам – сделать больше различных ниш и углублений. Например, для географических карт или атласов дорог – многие ездят на «ГАЗелях» по всей стране.
Пока едем до места назначения, пытаемся шутить на тему автомобиля, на что наш именитый шофер совершенно серьезно рассуждает на тему, что у любой машины есть (внимание!) душа.
Дмитрий Брекоткин
Я понимаю чукчей, которые относятся к самолету, как живому существу. Садятся в него и говорят: «Железная птица, довези меня!». Они верят, что у этой механической вещи есть что-то внутри, куда мы заглянуть не можем. Так и наши машины нас слышат. Бывает, едешь в машине и начинаешь говорить, что скоро продашь ее и новую купишь. И вдруг что-то отлетит, или тебя кто-то зацепит, а тои в дерево въедешь. Душа не душа, но какое-то эмоционально-психологическое поле внутри автомобиля присутствует.
Правда, после этого Дмитрий емко характеризует весь российский автопром цитатой из фильма Никиты Михалкова «Автостоп», где герой, пытаясь починить автомобиль, спрашивает у водителя: «Проволока есть?». Получив отрицательный ответ, он удивленно смотрит на водителя русской машины и говорит: «Какой же ты водитель, если у тебя проволоки нет»? На это мы уверенно говорим, что в этом автомобиле проволока нам точно не понадобится.
А вот что понадобится, так это физическая сила, ведь мы решили проверить «ГАЗель-Бизнес» на предмет удобства погрузки и вместимости ее трехметрового короба-кузова. Пока мы перетаскиваем груз в автомобиль, Дмитрий показывает себя знатоком специальной терминологии грузчиков. Но не той, о которой вы подумали, а более профессиональной. В частности, он рассуждает на тему того, что все дебаркадеры в России «заточены» под определенную высоту погрузки и разгрузки именно «ГАЗели». «ГАЗельное лобби», – смеется он.
Дмитрий Брекоткин
Парковаться на этом автомобиле удобнее, чем на легковой машине. С такими-то зеркалами!
Пока грузим и фотографируем, не можем не отметить специальную подножку, которая выдвигается из основания кузова и существенно упрощает задачу попасть внутрь. В кузове ровный пол с петлями, в которые можно продеть веревки и зафиксировать груз. Наша съемочная группа сразу же вспоминает, как раньше ехать приходилось в кузове, удерживая разные предметы. В это время Дмитрий закончил с погрузкой материалов и выявил недостаток у этой «ГАЗели-Бизнес».
Дмитрий Брекоткин
Сказано, что длина кузова – 3 метра. Пробую загрузить трехметровую панель и, чтобы закрыть дверь, не хватает каких-то пары сантиметров! Почему нужно делать тютелька в тютельку, а нельзя сделать чуть больше? Ведь это классические размеры таких грузов! Придется загружаться по диагонали.
Мы расскажем это дилеру, те передадут в центральный офис, и там, уверены, исправят по той схеме, что мы описали выше. Тем более, что в компании наконец-то принялись работать над качеством автомобиля, используя и иностранные разработки. В семействе «ГАЗель-Бизнес» были внедрены подушки двигателя Anvis Group, радиатор с алюминиевой сердцевиной TRM, компоненты электрооборудования Bosch и Brisk. В приводе тормозов использована продукция Bosch (в частности, главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов), в приводе сцепления – компоненты ZF и Sachs, также были внедрены гидроусилитель руля от ZF Lenksysteme и электрообогрев наружных зеркал в базовой комплектации. Под капотом стоит турбодизельный американо-китайский Cummins, рабочим объемом 2,8 литра выдает 120 л. с. и 297 Нм. Межсервисный пробег 15 000 км (раньше эта цифра составляла 10 000), моторесурс 500 000 километров. Вполне достаточно. Рассматривая двигатель, наш гость замечает, что бачок омывателя скромен до неприличия – всего 1,5 литра. Почему бы не сделать литров на пять, спрашивает он? Где водитель будет искать воду на дороге, особенно, если ехать далеко и в дождь?
По пути назад, интересуемся у Дмитрия, как ведет себя автомобиль на дороге.
Дмитрий Брекоткин:
Если человек водит нормально, то ничего сложного в управлении «ГАЗелью» нет. По габаритам ведь тот же Land Cruiser, а с ним ни у кого проблем с парковкой или управлением нет! Тем более, здесь нормальный гидроусилитель и не нужно крутить руль без перерыва, как на старых «ГАЗелях». Дизельный двигатель плавный и тяговитый, ручку переключения не нужно дергать часто. Я впервые за 10 лет еду с МКПП, но за весь тест нет такого, чтобы не попал в скорость – и руки помнят, и четкое переключение скоростей помогает. Да, ходы рычага большие, но это же коммерческий транспорт. Вопросов по шумоизоляции для автомобиля такого класса нет. Вопрос есть по вибрации. Мне кажется, что если ездить на таком автомобиле 8 часов в день и так 10 лет, то можно заработать профессиональную болезнь. Хотя, может это норма? Зато, плавность хода очень хорошая, да и тормоза вполне информативные и нажимаются легко.
Прайс-лист на «ГАЗель-Бизнес» начинается с 509 500 рублей за бортовую модификацию в комплектации «стандарт»: борт-тент, гидроусилитель руля, зеркала с подогревом, тент, дуги, грузоподъемность 1500 кг. Двойной тент – плюс 11 500 рублей. Но это с бензиновым двигателем УМЗ-4216. Дизельный двигатель Cummins обойдется вам еще в 110 000 рублей. Таким образом, стоимость «ГАЗели-Бизнес», что побывала на нашем тест-драйве, составляет 631 000 рублей. За 651 000 рублей можно взять точно такую же «ГАЗель», но с длиной бортовой платформы в 4 метра, что порадовало бы Дмитрия Брекоткина. Стоит ли брать дизель? Скорее да – производитель указывает, что расход снижается на 3-4 литра на 100 километров по сравнению с бензиновым аналогом – до 11,5 литров в смешанном режиме.
За 535 600 рублей можно купить автомобиль с газобаллонным оборудованием. Для сравнения, цены на FIAT Ducato стартуют с 835 000 рублей, на Volkswagen Transporter – от 958 000 рублей. Есть еще не очень понятный нам конкурент-китаец FOTON Ollin за 820 000 рублей. Дешевле «ГАЗели-Бизнес» только Hyundai Porter от ТагАЗ за 485 000 рублей, но его двигатель довольно слаб и прожорлив.
Оценки автомобиля от Дмитрия Брекоткина
Внешний вид – 4. Пятерку принципиально поставил бы только Ferrari. «ГАЗель-Бизнес» выглядит замечательно: все прилизано, симпатичные фары. Когда навстречу едет Ford Transit, нет ощущения красоты. А «ГАЗель» – узнаваема и от этого еще больше нравится.
Салон – 4. Если ехать в кабине втроем: водитель, экспедитор и грузчик, то водитель будет частенько касаться рукой бедра сидящего в центре экспедитора. Так вот, если это будет девушка, то работать сразу же станет приятно! Тогда уже 4+.
Обзорность – 4. Была бы 5, если бы лучше можно было видеть весь правый борт. Может, это не вина «ГАЗели», а всего коммерческого «автомобилдинга» (прим. ред. – термин, придуманный Дмитрием Брекоткиным), но при повороте направо нужно полагаться на совет пассажира или опыт. А так – нареканий нет. Громадные зеркала и лобовое стекло.
Управляемость – 5. Мне кажется, что автомобиль хорошо управляется. Может быть, это оттого, что я не отвык ездить. Важно помнить, что за рулем профессиональной машины ездит профессиональный водитель, и он точно справится с управлением. Ему и ABS не нужна.
Вывод: За любую универсальность ты вынужден платить тем, что любое его универсальное качество хуже, чем у специализирующегося на них автомобиля. Если выбор стоит между покупкой одного автомобиля, скажем пикапа, или двух автомобилей – легковой машины и «ГАЗели», то нужно выбрать второй вариант. Тем более, что у «ГАЗели» куча комплектаций и модификаций. Выбрать есть из чего.