"Главное - не говорить работодателю, что ты нелегал". О заработках в США и причинах вернуться
В Соединенные Штаты Америки попасть мечтают многие жители республик бывшего СССР, но на переезд решаются единицы. Герой нашего материала Сергей, уроженец Москвы, уехал на другой континент, прожил там год и недавно вернулся. В интервью корреспонденту ABW.BY он рассказал, чем его не устроила жизнь в Штатах, кто из водителей зарабатывает там 60 тысяч долларов в год и как сейчас живут русскоязычные иммигранты, которые уехали в США 30 лет назад.
«Я слышал, водителей грузовиков даже лишали „прав“ из-за незнания английского»
«В Америке я прожил без нескольких дней год — уехал в феврале 2016-го и вернулся в феврале 2017-го. В России я работал в аэропорту агентом по регистрации и представителем авиакомпаний. Но всегда хотел летать. Первопричина, почему туда поехал, — я собирался там заработать и пойти учиться на коммерческого пилота. Так как в России это сделать непросто, я поехал в Штаты, так как знал, что там все гораздо легче. Если понравится, в планах было получить Green Card, устроиться на работу в одну из американских авиакомпаний и остаться жить. В результате мне там не понравилось, я собрал некоторую сумму и вернулся.Работал там водителем на небольшой грузовой машине, возил грузы по всей стране. Чтобы устроиться на работу на большегруз, нужно пройти специальное обучение и иметь медицинскую справку, у меня же ввиду отсутствия рабочей визы возможности устроиться на такую работу не было.
Если бы полтора года назад мне сказали, что мне не понравится жить в Америке, я ни за что бы не поверил. Непривычным было многое. И их менталитет — да, они все улыбчивые, приветливые, но как-то чувствуется, что другие. Даже их образ жизни значительно отличается от нашего. Законы там работают, к этому вопросов нет, и ты, находясь в любом статусе в Америке, будешь всегда под защитой государства. Например, если тебе нужна помощь полиции, ты всегда ее получишь, нужна медицинская помощь — тебе ее окажут в полном объеме. Мне приходилось обращаться к врачам в штате Колорадо. Я только зашел в приемную, сказал, что мне нужна помощь, меня отвели в приемный покой, осмотрели, расспросили и стали оказывать помощь. Это не то что у нас бы дали карточку и заставили бегать по кабинетам. Там все вокруг тебя бегают, но есть и минусы — в конце мне выставили счет на 7000 долларов.
Что касается водителей, то для работы на больших грузовиках там нужно разрешение на работу, без которого ты не получишь профессиональные „права“ (CDL). Чтобы их получить, прежде всего надо легализоваться. И украинцы, и белорусы, и россияне часто легализуются, прося убежище: кто-то политическое, кто-то по иным вопросам. Я бы не сказал, что его трудно получить, хотя там есть свои издержки. Например, в Нью-Йорке тебе придется около полутора лет ждать интервью, где тебя подробно расспросят о причинах, по которым ты просишь убежище, и если ты нигде не запнешься, получишь разрешение. Там давно принята конвенция, что Америка может предоставить убежище людям, жизни и здоровью которых по политическим или каким-либо иным причинам есть угроза в родной стране. Люди нетрадиционной ориентации нередко подаются, причем даже не все из тех, кто пытается легализоваться таким способом, являются таковыми. Так легализовалась одна моя знакомая — сказала, что у нее есть девушка, они друг друга любят, а на родине им жизни не дают. Американцы поверили. Через полгода после подачи на убежище тебе дадут разрешение на работу, а если все пройдет гладко, в конце получишь Green Card. Но тут есть тонкость — в принципе тебе после этого никто не запрещает выезжать из страны и даже ездить на родину, но тебя обратно, скорее всего, потом уже не пустят. Насколько я знаю, если ты просил убежище, ты сможешь на какое-то количество дней выезжать в Европу, чтобы встретиться с родными, но в свою страну тебе путь закрыт — ты же оттуда убежал, так как там был жестко репрессирован или кто-то угрожал твоей жизни. Для белорусов попасть на родину в какой-то мере проблемы не составит — прямых рейсов в Минск нет, можно долететь до Москвы, а оттуда поездом. Штамп о пересечении границы ведь не ставят.
Так как наши национальные „права“, даже если ты профессиональный дальнобойщик, в Америке ничего не значат, чтобы устроиться на работу, придется пройти обучение и сдать экзамены. „Права“, полученные в своей стране, ты можешь использовать, только если ты приехал как турист, без права найма. Ты можешь арендовать машину, взять у знакомого, но „права“ должны быть международного образца, то есть все записи там должны быть продублированы на английском, а на машине не должны быть коммерческие „номера“. У меня были не международные „права“, поэтому мне пришлось учиться. Хотя там знакомый рассказывал, что некоторые умудрялись ездить на коммерческих машинах со своими национальными „правами“, но я бы так делать не рискнул, так как это делали те, кто подавал на статус, им особо нечего терять было — их бы не выслали из страны, а меня бы могли и депортировать.
Обучение проходил в автошколе. Правила дорожного движения не очень отличаются от наших, но нюансы, к которым нужно привыкнуть, есть. Например, во многих ситуациях в Америке разрешено пересекать двойные сплошные: при выезде со второстепенной дороги ты можешь поехать как направо, так и налево, при этом пересекая двойную сплошную; при выезде с заправки ты можешь пересечь и стать в нужную себе полосу. Знаки какие-то отличаются, правила проезда перекрестков. Например, там нет знаков „Уступить дорогу“ и „Главная дорога“, а на перекрестках есть знаки „Стоп“. Если ты едешь и перед тобой нет этого знака — ты на главной. Если ты едешь по второстепенной, ты должен обязательно остановиться, посмотреть по сторонам, после чего можешь ехать дальше.
Получить „права“ там непросто. Хотя у меня большой опыт за рулем, я даже работал в России в такси, сдал экзамен со второго раза. Получить американские „права“ можно за пару месяцев. У меня это заняло дольше времени, так как в Америке все очень жестко привязано к адресам, то есть у каждого, кто туда приезжает, должен быть какой-то адрес, где могут подтвердить, что он там постоянно находится. Для получения „прав“ ты должен свой адрес подтвердить официально — это должен быть чек на оплату коммунальных услуг с твоей фамилией. Подтверждений адреса должно быть два, для этого еще нужно открывать дебетовую и кредитную карту обязательно в разных банках и получать выписки по счетам с них. Но так как у меня к тому моменту документов было достаточно, кредитку я не заводил.
Сначала выпускник автошколы проходит тест на знание ПДД. Тест просто детский по сравнению с нашим. Тест я проходил в Бруклине, там проходят все русские, потому что там есть возможность пройти его на русском языке. Если проходишь, тебе выписывают студенческое водительское удостоверение — ты с ним можешь управлять автомобилем с инструктором. Через недели две, когда тебе пришлют пластиковое учебное водительское удостоверение, ты уже можешь сдавать на „права“. Во время экзамена главное — при госинспекторе выполнить правильно все элементы вплоть до поворота головы. Если ты в определенный момент не посмотрел туда, куда нужно, тебе ставят пометку. Набираешь 35 штрафных баллов — не сдал.
К слову, для водителей-профессионалов в США обязательно знание английского языка. Я слышал о случаях, когда „тракеров“ — так там называют водителей большегрузов, лишали профессиональных „прав“ из-за незнания языка. Первый-второй раз могли выписать штрафы, а на третий лишали. Каким должно быть достаточное знание? Водитель должен уметь минимально общаться, хотя бы знать нужные для работы слова, грамматика не так важна. При этом многие там как-то работают, но языка не знают совсем. Они приезжают на загрузку, им говорят, куда поставить машину, они не понимают и начинают звонить русскоязычному диспетчеру, тот звонит на загрузку, разговаривает, потом перезванивает водителю и объясняет, что ему нужно делать. На знание языка не влияет то, сколько человек живет в Америке, — многие иммигранты там даже не „заморачиваются“ изучением языка, живут много лет и не могут в магазине банально объяснить, что им надо. У меня там есть знакомый, который, чтобы задать несколько банальных вопросов оператору на заправке, звонил мне, чтобы я перевел его вопрос и сказал ему ответ. И таких людей там немало. Большая часть Бра́йтон-Бич, где множество иммигрантов, переехавших в США еще во времена Советского Союза, вообще живет еще по советским понятиям, многие до сих пор не знают и не хотят учить английский.
Что касается зарплат, то те, кто работает на больших машинах, зарабатывают очень хорошо. Рядовой водитель грузовика, который работает 5 дней в неделю, вполне может заработать 4000-6000 долларов в месяц. Чтобы было понятно, средний житель Нью-Йорка зарабатывает 2000-2500 долларов. Там нередко платят „серые“ зарплаты. Налогообложение в стране составляет 40 процентов дохода, к тому же, если правительство увидит, что человек хорошо зарабатывает, для него станет дороже медицинская страховка. Поэтому такой вид расчетов выгоден и для работодателей, и для работников.
Еще одно отличие — водителям, которые получают „права“ в Америке для себя, не нужны медицинские справки, но если ты идешь с коммерческими „правами“, там есть свои градации. Если ты будешь ездить на машине по весу примерно как наш ГАЗ-53 и больше, справка нужна. Но она делается легко и быстро, там даже пилотам самолетов пройти летную комиссию в разы легче, чем у нас.
К моему удивлению, Нью-Йорк оказался достаточно криминальным городом, там действительно есть районы, куда можно зайти и не выйти. Немалое число афроамериканцев там не работает. Они получают социальные пособия, жилье, „отжимают“ по углам мобильные телефоны и иногда приторговывают наркотиками.
Все это позволяет им жить и даже иметь какие-то дешевенькие машины. Иногда в городе случаются перестрелки. По данным полиции штата Нью-Йорк, за 2014-2015 учебный год в школах Нью-Йорка у детей было изъято почти 2000 единиц огнестрельного оружия. Так что в России ситуация выглядит как будто лучше.
Я поехал в Америку по бизнес-визе. Там нет градаций бизнес или туризм, ее получают все. Этот тип визы не дает права работать, ты приезжаешь туда как турист, но можешь открыть какую-либо компанию. Первые полгода я жил в Нью-Йорке, работал за нал — там такой работы валом, при желании можно даже что-то заработать и накопить, но немного. Поэтому, получив „права“, устроился водителем. Компания, на которую я работал, не могла мне платить наличными, не могла даже перечислять деньги на мою дебетовую карту. Оплата могла производиться либо чеками, либо через зарплатную карту. Если ни один из названных способов использовать невозможно, можно обратиться к такс-агентам, которых много в Америке, у них можно получить ответ на вопрос, как получить в этой ситуации деньги легальным путем. Так я и сделал.
По работе для водителей большегрузов там хорошо развита инфраструктура. На трак-стопах есть души, туалеты, магазины, кафе, а если постоянно останавливаешься на трак-стопах одной и той же сети и там же заправляешься, по карте за каждые 50 галлонов топлива тебе полагается бесплатный душ. Кардинальное отличие и от нас, и даже от Европы — у нас душ на заправках редкость, а в Европе они платные. Правда, кафе там не очень. Как вы понимаете, понятия „поесть борща“ там нет вообще, в основном продаются бургеры, все жареное, в масле, картошка, мясо, порции огромные. Я там заметно поправился, сейчас записался в тренажерный зал, контролирую питание, чтобы вернуться к прежним параметрам. Конечно, можно было что-то покупать и готовить, но покупать готовое быстрее.
В каких городах я был? Проще сказать, в каких не был. Я не был там только в 8 штатах. Больше всего запомнился Майами-Бич — там очень красиво. Лас-Вегас очень красивый город – я ехал в Лос-Анджелес, по пути решил хотя бы прокатиться по улице, где как раз все казино находятся, и неожиданно поймал себя на мысли, что просто еду с открытым ртом, настолько меня впечатлил город. В общем, позвонил диспетчерам, сказал, что у меня выходной, поставил машину и пошел гулять. В Лос-Анджелесе тоже был. Запомнился Чикаго, конечно, Нью-Йорк, Вашингтон и другие. Хотя у американских городов есть одна особенность, которая мне не понравилась, — они все как под копирку: сначала ты едешь по трассе, потом появляются частные дома, потом даунтаун — небоскребы, потом ты проезжаешь через центр города — и в обратном порядке.
В Америке не обманывают с зарплатой
Работу найти легко, особенно в Нью-Йорке. Там издается русскоязычная газета „Русская реклама“, в ней есть все объявления. Главное — не говорить по телефону работодателю, что ты нелегал, потому что „пошлют“ сразу. На собеседовании, когда общаешься, уже находишь варианты, там многие так работают. Кстати, в Америке не обманывают с зарплатой, даже если ты нелегал, — у меня ни разу не было, я даже не слышал о подобных случаях. Дело в том, что там очень жесткое законодательство: если тебя обманули в зарплате, мы можешь пожаловаться в IRS — это аналог нашей налоговой, они придут с проверкой и „прикроют“ контору. Притом сам человек, даже нелегальный рабочий, при наличии определенных умений не пострадает и будет работать дальше. Поэтому если там работнику говорят, что заплатят столько-то, то столько и заплатят.Наши устраиваются на работу кем угодно, все зависит от знаний и умений человека. Там не смотрят на происхождение, а ценится только то, что человек может. Если ты хорошо знаешь английский, можешь устроиться и в офис. Если знаешь английский не очень хорошо, устраиваешься на должность, которая не предполагает общения, — каким-то подсобным рабочим и т.д. Может, пока ты не легализовался, пока у тебя нет документов и языка, желаемое и действительное не совпадают — наши ведь всегда приезжают в Америку за легкими деньгами. Но после получения „зеленой карты“ все будет зависеть только от самого человека. По крайней мере заработать там деньги, чтобы прокормить себя, всегда можно, устроиться на работу там значительно легче, чем в Москве.
Еще одна возможность уехать жить в Америку, и, например, программисты из бывшего СССР этим пользуются, так как люди этой профессии нужны, — многим американские компании предлагают работу с хорошей зарплатой и на хороших условиях. В Америке юристы, доктора, программисты зарабатывают на порядок больше всех остальных — это отдельная прослойка населения.
Но немало и работы попроще, причем там тоже можно заработать неплохо. Я получал немногим меньше 5000 долларов. Да, у меня был маленький трак, но я это компенсировал тем, что проезжал большие расстояния и работал почти без выходных, а выходные у меня были тогда, когда не было груза. Водители большегрузов в целом там хорошо зарабатывают — у ребят и хорошие спортивные машины, и дома. Легализованный белорус или россиянин тоже, если будет стремиться, может зарабатывать сколько угодно. В Америке все равны, там нет деления на того, кто там родился, кто выиграл Green Card или что-то еще. Если ты живешь там легально, у тебя есть все права, которые имеют все остальные, а если ты чего-то хочешь, учишься и растешь, у тебя все будет. Другое дело, что многие наши соотечественники, кто уехал туда, надеялись, что ничего не будут делать и при этом будут много зарабатывать. У них как на родине не было образования, так и там нет, а кроме того, они еще и языка не знают. Такие люди работают в магазинах, грузчиками, строителями, нянями и т.д. Одна из модных специальностей, куда сейчас устраиваются легализованные русскоязычные жители США, — тестер (у нас эта вакансия называется тестировщик, или тестировщик ПО. — Прим. авт.). Компании разрабатывают различные программные продукты, а тестеры должны протестировать их. Кто-то работает администратором в ресторане. Денег кому-то хватает на жизнь, а кому-то едва. Женщина из Беларуси, у которой я жил в Нью-Йорке, зарабатывала тем, что присматривала за пожилыми людьми. Ее доход не позволял ей даже оплатить свою квартиру, она вынуждена была сдавать комнату. А еще один мой знакомый из России имеет два мебельных магазина, получает хороший доход и неплохо живет. В общем, в Америке ценятся умение и трудолюбие, а если ты еще знаешь язык и умеешь договариваться, то сможешь зарабатывать в 2-3 раза больше, чем американцы. Я туда ехал сам по себе, у меня не было помощи, но если бы я поехал туда с теми знаниями, которые у меня есть сейчас, заработал бы больше и меньше потратил.
Американец никогда не будет работать, как русский, сутками. Американцы, если взять на примере дальнобойщика, больше 500-600 миль в день не проезжают, в то время как наши ездят и тысячу, и больше тысячи миль в день — от расстояния зависит зарплата. Для большегрузов там имеются, конечно, ограничения по милям, водители должны вести локбуки — это так называемый бортовой журнал. Нормы труда и отдыха в США нарушаются часто, там даже есть понятие „переписать локбук“ — так как все пишется на бумаге (в больших компаниях локбуки компьютеризированные, но там диспетчер может сам изменить данные), страницы в них не пронумерованы, заполненную утром страницу можно вырвать и добавить себе пару рабочих часов. Это, конечно, строго наказывается, да и опасно — я сам несколько раз в Америке чуть не разбился от недосыпа.
В Штатах нет понятия „блат“. Если ты можешь, ты пойдешь, если не можешь — никуда не пролезешь. Какие-то „подъемные деньги“, насколько я знаю, в Америке получить невозможно, это все же капиталистическая страна, а не коммунистическая. Но там есть одна особенность, которая, хотелось бы, чтобы была и у нас, — оплата труда каждую неделю. В целом на жизнь там тратится немного, например в Нью-Йорке, если крайне экономно жить, можно и на 100 долларов в месяц прожить. На 200-300 долларов, если готовишь дома, ты себе можешь позволить все продукты, какие захочешь, в том числе мясо и фрукты. Питаться в магазинах значительно дешевле, чем в кафе, — там очень ценится труд. Например, купить килограмм помидоров или огурцов там можно примерно за столько же, сколько стоило бы полкило готового салата. Купить машину в нормальном состоянии ты можешь за 3000 долларов. Топливо там недорогое, около 2 долларов стоит галлон бензина — это чуть меньше наших 4 литров. Еще одна особенность — очень низкая скорость передвижения по городу: в Нью-Йорке везде светофоры и ограничение около 25 миль в час — это около 40 километров в час. На трассах разрешенная максимальная скорость — 70 миль в час, или около 112 километров в час. В Америке все превышают примерно миль на 10 в час, полиция за это даже не штрафует, но со скоростью 200 километров в час ездить запрещено. Хотя американские дороги на порядок лучше российских, но до немецких автобанов недотягивают, кое-где встречаются и откровенно плохие места.
В любом случае там все иммигранты, с кем я общался, скучают по родине. Я бы сказал, что если у тебя есть квартира в Москве, есть образование, ты к чему-то стремишься, повышаешь свое образование, растешь в карьере, ты и в Москве будешь жить не хуже человека, живущего в Нью-Йорке, занимая тот же пост. Поэтому я и уехал оттуда, так как понял это. Еще одна причина, по которой я оттуда уехал, — мне не понравился климат. Там очень большая влажность практически во всех штатах, за исключением, наверное, Калифорнии. Как-то летом я зашел в кафе в Новом Орлеане: снаружи было очень душно, а внутри работал кондиционер, так стекла изнутри были покрыты конденсатом до такой степени, что улицы не видно».