1
22 июня 2017

"В день я зарабатываю около 60 евро". Мнения белорусских дальнобойщиков, которые работают в Европе



Кризис не отступает, и многие белорусы все чаще задумываются о том, чтобы уехать из страны на заработки. Самый простой вариант — отправиться в Россию, где для работы там не нужно делать визу, да и языковых барьеров нет. Один минус — кризис коснулся и этой страны, зарплаты там последние три года тоже значительно просели. Поэтому более «продвинутые» белорусы смотрят в сторону Европы. ABW.by расспросили соотечественников о том, легко ли устроиться на работу в Польше и Литве, как там относятся к белорусам.

«В Беларуси я получал 250 рублей в месяц»

Жители Кобрина супруги Артем и Дарья покинули Беларусь около года назад. Несколько месяцев они жили в Германии, где Артем работал на стройке, после чего переехали в Варшаву и сейчас ищут постоянную работу. Артем имеет водительское удостоверение всех категорий, сейчас работает на временной работе и планирует получить Код 95 — удостоверение, которое позволит ему возить грузы и пассажиров.

«В Беларуси Артем два года работал водителем на фирме — на „бусе“ развозил плитку. Зарплата у него была 450 рублей. Потом начался кризис, фирма распалась, он устроился продавцом в строительный магазин в торговый дом „Полесье“ в Кобрине. Там он проработал два с половиной года, получал около 250 рублей в месяц на новые деньги. Зарплата была совсем низкая, перспектив особо никаких, и мы решили, что нужно уезжать. У нас обоих была уже давно карта поляка, по которой мы могли жить и работать в Польше, к тому же у меня там живет мама, поэтому мы и решились», — рассказывает Дарья.
В Варшаве Артем сменил несколько мест работы. Первоначально планировал устроиться водителем категории «С», но нужно было получить специальное разрешение.

«Сначала я попробовал устроиться на работу в фирму DHL — это крупный грузоперевозчик, который работает по всей Европе. Там обещали восьмичасовой рабочий день и зарплату в районе 1000 евро в месяц. Но во время собеседования выяснилось, что у меня нет разрешения на перевозку грузов. Здесь это разрешение называется Код 95, чтобы его получить, нужно пройти обучение, заплатить от 200 до 600 евро в зависимости от вида разрешения — для перевозки грузов или пассажиров, после чего можно устраиваться на работу. Это требование распространяется на всех: и на европейцев, и на белорусов, кто работает на европейских перевозчиков. Работодатель предложил тогда оплатить половину стоимости этого разрешения, если я весь срок, пока его не получу, буду работать с ним бесплатно, но я посчитал, что мне это невыгодно: до работы мне ехать на машине около 35 километров ежедневно, причем весь этот срок, примерно месяц, я буду должен работать бесплатно. Посчитал, что у меня больше денег уйдет на топливо, в результате я окажусь еще и в минусе. Поэтому решил пока найти временную работу, собрать необходимую сумму, пройти обучение и потом либо устроиться водителем на грузовой автомобиль, либо пойти работать водителем общественного транспорта».

Позже парень устроился на работу на своей машине, стал развозить пиццу. График работы — с 13.00 до 23.00 с двумя выходными на выбор, зарплата зависела от количества доставок — за одну доставленную пиццу платили около 2 евро.

«Там я проработал две недели с одним выходным, старался работать больше в выходные дни, когда много заказов. В результате заработал хорошо — около 450 евро, притом что средняя зарплата в Варшаве в месяц — около 600 евро. Единственное, что не устраивало, — приходилось работать на своей машине, а это затраты на бензин, ремонт, „расходники“, ездить до работы приходилось далеко, около 20 километров в одну сторону. В фирме предлагали работать на их скутере, но тогда выходило не выгодно — за доставку одной пиццы платили в два раза меньше, около одного евро. К тому же, если нет заказов, можно целый день сидеть и ничего не заработать».

В данный момент Артем устроился на доставку ресторанной еды в один из крупных ресторанов Варшавы. График работы — с 9.00 до 17.00, выходные — суббота и воскресенье, но иногда, по словам Артема, могут попросить выйти на работу и в выходной. К тому же сотрудник может выйти в выходные по собственному желанию, чтобы заработать.

«Здесь зарплата почасовая, около 5 евро в час. Предоставляют новую машину, компания ее заправляет, водитель только развозит заказы. Есть заказы или нет, зарплата все равно будет одинаковой. С одной стороны, это плюс, так как ты знаешь, что без денег не останешься».

По словам Артема, на доставку продуктов и прочую подобную работу устроиться вовсе не сложно, буквально сегодня ты можешь найти объявление в газете, а завтра уже пойти работать. Но, как понимают молодые люди, все это работы временные, они не предоставляют работникам серьезных социальных гарантий. Чтобы устроиться на более серьезную работу в крупную фирму и получать хорошую зарплату, необходимо пройти собеседование и получить разрешение на перевозку грузов или пассажиров. Поэтому в планах — получить его и позже устраиваться на работу в компанию вроде DHL или водителем общественного транспорта.

«В Польше есть несколько видов договоров, среди них Umowa o prace и Umowa zlecenie. По первому из них работник защищен, у него есть оплачиваемые больничные и отпуска. Второй чаще используют работодатели, особенно на таких работах, как развоз пиццы и подобных. По нему у работника нет никаких социальных гарантий, оплачиваемого отпуска, больничных. Вроде бы есть бумажка, но она не дает работнику ничего».

По словам молодых людей, чтобы белорусу устроиться на работу в Польше, есть два пути: получить карту поляка, после этого оформить уже в Польше карту Stalego Pobytu и устроиться на работу либо найти работодателя, находясь в Беларуси, и получить рабочую визу.

«У нас давно была карта поляка по происхождению — Брестская область раньше была территорией Польши, наши с мужем родственники были поляками, поэтому мы имели возможность получить эту карту. Для этого на территории Беларуси в консульстве нужно было сдать экзамен. Карта поляка позволяет жить и работать в Польше, по ней ты получаешь бесплатно визу, но все равно она ограничивает тебя в правах по сравнению с жителями Польши. Поэтому мы подали документу на карту Stalego Pobytu — это как вид на жительство, то есть ты еще не гражданин Польши, но тебе уже для въезда в страну не нужна виза. Еще Польша приняла такой закон, что тем, у кого была карта поляка и кто получал „сталы побыт“, государство дает материальную помощь. Буквально на днях мы получили „сталы побыт“, нам дали бумагу на получение примерно 1700-1800 евро на человека. Деньги на руки мы пока не получили и не знаем, как выдается сумма, одним платежом или какую-то часть дадут сразу, а остальные позже».

Чтобы устроиться на работу, не имея карты поляка, можно искать через интернет, созвониться с работодателем, чтобы он выслал приглашение на работу, открыть рабочую визу и приехать на место работы. По словам Дарьи, с белорусским водительским удостоверением в Польше устроиться можно, менять вовсе его не обязательно, но Артем поменял — посчитал, что для него это будет плюсом, тем более что они теперь постоянно находятся в Польше. Для замены не нужно сдавать экзамены — платишь около 50 евро и получаешь польские «права», белорусские при этом забирают. Единственное условие — нужно, чтобы виза давала белорусу возможность пребывания в стране больше 180 дней в году.

Сложно ли белорусу найти работу в Польше и отличаются ли условия для наших и местных, а также может ли фирма предоставить работнику какие-либо «подъемные» деньги.

«Работу Артем искал недолго, но все зависит от того, какую работу ты хочешь. Устроиться на развоз пиццы или в ресторан несложно, но это несерьезная работа. Конечно, если устраиваться на автобус или водителем грузовика, надо время на прохождение собеседований и медицинских обследований. Чтобы устроиться работать, например, водителем общественного транспорта, нужно пройти много тестов, что у тебя все в порядке с психикой, что тебе можно доверить жизнь пассажиров. Условия работы и требования для белорусов и поляков не отличаются. В ресторане, где Артем сейчас работает, все поляки, он один белорус. На пицце примерно половина сотрудников — белорусы. Никаких иных требований к нам нет.
К белорусам в Польше относятся хорошо. В Польше с введением безвизового режима стало больше украинцев. На работу их берут, но, насколько я знаю, им стараются меньше платить. Что касается обмана со стороны работодателей, нам рассказывали, что много обмана, что в некоторых местах обещали одно, а дали совсем другое. Но вот Артем сменил несколько мест работы, и еще не было такого. Даже на пицце две недели он вел подсчет, сколько проехал, как у него получилось, так ему и заплатили. Так что мы еще на нечестных не нарывались.

Мы не знаем о случаях, чтобы фирмы, куда устраивались белорусы, предоставляла „подъемные“ деньги. Единственная помощь от государства — для тех, кто переходит с карты поляка на „сталы побыт“. В некоторых фирмах можно взять аванс, если это нужно, — так было на доставке пиццы, где Артем работал, а в фирме, где он сейчас работает, это сделать нельзя».

По словам Дарьи, в Польше работает много белорусов, в основном это жители Брестской и Гродненской областей, кто получил карту поляка или «сталы побыт».

«Из Пинска много ребят, из Гродно. Многие едут со своими девушками на заработки. Нам повезло в плане жилья, не нужно платить аренду, а многим приходится снимать жилье. Стоит это около 400-500 евро в месяц. Денег требует и содержание машины, за одну страховку мы отдали недавно 600 евро, хотя, если ты страхуешься постоянно в одной компании, стоимость страхования с каждым годом будет снижаться. В любом случае, если работает один человек в семье, денег хватит на то, чтобы прожить, снять квартиру и содержать машину, но не хватит на то, чтобы отложить. Поэтому работать нужно обязательно двоим».

Корреспондент спросили ребят, не скучают ли они по дому, мешает ли языковой барьер и планируют ли возвращаться в Беларусь.

«Сложностей с языком у нас особых нет, так как мы ездили в Польшу до этого часто, да и польский несколько похож на белорусский. Конечно, разговариваем мы на польском не так, как на русском, но учимся, общаемся, смотрим телевизор. Планируем оставаться, будем получать гражданство, так как тут нам больше нравится, а в Беларуси последние годы с деньгами у нас было совсем плохо. Тоска по дому особо не ощущается — от Варшавы до дома 250 километров, мы ездим на какие-то праздники, к родственникам, друзьям. В принципе, если очень захочется, в любой момент можем сесть в машину, даже в выходные, и приехать домой- на дорогу уходит не больше трех часов».

«Работу в европейской фирме искал целенаправленно — там дороги лучше, нет границ и адекватная полиция»

Андрей живет в Беларуси и работает водителем-международником в фирме, зарегистрированной в Литве.

«До этого, лет 5-7 назад, я работал в Беларуси, а еще раньше работал в литовской фирме. Потом поработал опять в Беларуси, пробовал работать в Минске, но начался кризис, зарплаты стали совсем никакие, и я понял, что нужно уезжать. Также у меня есть опыт работы в бельгийской фирме. Работу в Европе все ищут по-разному: на белорусских сайтах хватает объявлений, что на работу приглашаются водители для работы по Европе, где-то могут порекомендовать знакомые. Конкретно об этой фирме, где сейчас работаю, узнал от знакомых. Поговорил с сотрудником, который занимался приемом на работу на территории Беларуси, меня все устроило, и я подал документы.

В этой фирме работаю с января 2017 года. Езжу практически по всей Европе: Германия, Франция, Испания, Италия. Парк очень большой, машин много, одни машины работают по одному направлению, например, Германия — Франция, некоторые ездят на восток. Первая моя поездка была на „рефе“, а во вторую мне сразу дали новую машину 2017 года, сейчас я работаю под тентом. Работа у меня начинается следующим образом: я приезжаю в Литву в офис, там мы садимся с вещами в рабочий „бус“ и едем в Германию, где обычно у нас меняются водители. Там мы пересаживаемся в грузовик, а те водители, кто там был, пересаживаются в „бус“. Наше рабочее время начинается с этого момента.

Я целенаправленно искал европейскую фирму, в такой работе есть немало преимуществ.

Во-первых, удобство: да, ты в кабине два месяца, не бываешь дома, но условия комфортные — на каждой заправке есть душ, стиральная машина.

Автомобиль у меня новый, с холодильником. Приготовить еду можно самому на горелке. И в Европе ездить на порядок спокойнее, чем у нас: я не вижу границ, нет таможен, нервотрепки, гораздо адекватнее полиция, лучше дороги. Кто знает, тот поймет, сколько нервов можно потратить, если съездить в Узбекистан, какое там качество дорог, какой контроль, полиция, таможня. В России начинается бездорожье, придорожный сервис не такой, как в Европе. То, что машина новая, несомненный плюс — в нее ты не полезешь на трассе что-то делать, кроме замены какой-то лампочки. А раньше мне приходилось самому все крутить. Дело еще и в качестве дорог — у нас даже новые машины быстрее приходят в негодность из-за плохих дорог, по которым им приходится ездить.

Работу мне было найти несложно. Набирают белорусов многие компании, оплата везде примерно одинаковая, и водителю остается выбрать, какие условия ему больше подходят: ездить по определенной ставке, но там могут высчитывать за топливо, либо где платят чуть меньше, но нет топливных норм.

Требования к белорусским водителям и европейским не отличаются. Нам нужно разрешение на работу, но с этим проблем нет: сначала делается рабочая виза, а в конце года мы делаем литовский вид на жительство. Правда, у них недавно несколько изменилось законодательство. Раньше мы могли ездить по нашему удостоверению международника, а теперь, чтобы работать в европейской компании, нужно делать Код 95. Чтобы его получить, мы ходили на занятия в Литве. Все документы оформляла и оплачивала фирма, их стоимость удержали с первой зарплаты. Это была сумма порядка 150 евро, туда входил и Код 95, и медицинская справка. Наша справка им не подходит. Для получения литовской мы пошли в частную клинику, нас было трое, за час врач нас проверил — быстро. Условия по оплате для белорусов и литовцев никак не отличаются, платят абсолютно одинаково, отношение одинаковое, просто как к водителю. Сейчас в европейских фирмах стало очень много украинцев — в нашей фирме их примерно 90 процентов.

По поводу „подъемных“ ничего сказать не могу, не было нужды обращаться. Когда идет оформление на работу, водители живут в специальной гостинице, стоимость номеров в которой зависит от количества человек в номере — от 7 до 10 евро. За это водители платят сами, но если, например, водитель приехал и не рассчитал сумму, которая ему потребуется на жилье, он может попросить у начальника, тот может выдать 100-200 евро перед рейсом.
Зарабатываю примерно 60 евро в сутки.

Начинается рабочее время с момента, как сел в машину в Германии, платят за все дни, когда я нахожусь в машине, в том числе выходные.

Я стараюсь около двух месяцев работать там, потом месяц находиться дома. Мне сложно сравнить свою зарплату с зарплатой в Беларуси, так как у нас много компаний, у всех разные условия, люди могут работать по-разному: кому-то нужны деньги, он работает больше, делает больше рейсов.

По виду на жительство я смогу переехать в Литву, купить жилье, но делать этого не планирую — у меня здесь семья, дом, родители, а это всего лишь работа. Если мне надоест работать там и в Беларуси подвернется работа с нормальной зарплатой, на которую смогу тут нормально жить, возможно, буду работать в Беларуси. А потом, если что-то не понравится, всегда смогу поехать в Литву или Польшу и устроиться в любую фирму.

Что касается социальных гарантий, то, как и в любой крупной фирме, у нас они есть. Трудовую книжку там не ведут, а заводят разрешение на работу, есть пенсионные отчисления. Если я уволюсь, смогу подать бумаги, что я из Беларуси и отработал какое-то время, то смогу забрать те отчисления, которые были сделаны из моей зарплаты в пенсионный фонд. Их я могу оставить себе или отдать в пенсионный фонд здесь. Не скажу, какая это будет сумма, какие проценты берут здесь от зарплаты. Могу сказать только, что у нас есть официальная зарплата, от которой идут отчисления, но немалая часть денег, что я получаю, — это мои командировочные, которые не облагаются налогами. В этом плане я не думаю, что в Беларуси ситуация отличается, во многих фирмах водителям платят какие-то минимальные зарплаты, а все остальное — их командировочные. Таким образом экономятся деньги».

Фото: abw.by Источник: abw.by

1 комментарий
Игорь Чернаков 22 июня 2017, 10:07 0
Наверно водил нормальных нехватает в ЕС, прям реклама…

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир