Два года санкций: какие продукты к нам теперь везут из Европы?
В прошлом году мы купили в Евросоюзе продуктов на $5,6 млрд, что почти в два раза меньше, чем в 2014 году, когда объем импорта составлял $11,7 млрд. Мы не только прекратили закупку продуктов, попавших под санкции, но и сократили поставки тех, на которые запрет не распространился. Какие продукты мы сейчас покупаем в Европе?
Что стало с импортом?
Сильнее всего пострадали поставки продукции животного происхождения, поскольку мясо, молоко, рыба и многие другие продукты попали под запрет РФ. Объем импорта из этого раздела ТН ВЭД упал на 83,3%, следует из данных ФТС России. Поставки держатся не на нуле только лишь за счет некоторых видов товаров, которым удалось избежать «черного списка»: это живые животные, мясные субпродукты, баранина, яйца и другое. Впрочем, и их ввозят в Россию теперь меньше, чем раньше.Поставки растительной продукции тоже сильно сократились – на 66%, до $1 млрд против $2,91 млрд в 2014 году. Из стран ЕС к нам почти не ввозят свежие фрукты и овощи, поскольку большая часть из них – под запретом.
Однако на волне роста сельского хозяйства в России европейскому рынку все же было, что предложить нашим производителям. Мы переключились на закупку луковиц, семян и сельскохозяйственного сырья. Кроме того, мы стали больше закупать соевых бобов и некоторых видов зерновых на корм скоту, а также растительной продукции, используемой в технических целях. За два года санкций их импорт почти не сократился и составил $257,7 млн, в то время как импорт других товаров, не попавших под санкции, сократился на треть и более.
В меньшей степени пострадали и поставки масложировой продукции. За два года ее импорт сократился только на 29%. При этом многие товарные позиции мы ввозим почти в таком же объеме, что и раньше.
Из-за санкций доля готовой продукции, которую мы покупаем в Европе, увеличилась с 55,5% до 71%. Это консервы, кондитерские изделия, алкоголь, табак, сахар, шоколад, экстракты и прочая продукция. Однако из-за падения рубля за два года их поставки снизились – с $6,5 млрд до $3,97 млрд. В частности, мы закупили в 3,8 раза меньше мясных консервов, на 20% меньше сахара, в 1,5 раза меньше шоколада и переработанных овощей и фруктов: консервов, желе и соков. Импорт алкогольных и безалкогольных напитков упал почти в два раза – до $1,1 млрд. А табака мы, наоборот, стали покупать в Европе больше: импорт вырос на 3,6% – до $241,3 млн.
Кто больше всего пострадал?
Введение продуктового запрета по-разному отразилось на европейских государствах. Больше всех пострадали Нидерланды – ранее лидер по поставкам продуктов и сельскохозяйственного сырья в Россию. Поставки из этой страны в РФ упали с $1,55 млрд в 2014 году до $603,3 млн в 2016 году, то есть более чем на 60%. Из-за продуктовых санкций к нам перестали приезжать голландские сыры, фрукты и овощи.Фактически под запретом оказались и цветы, на импорт которых в 2014 году приходилось $330,5 млн: Россельхознадзор неожиданно нашел в голландских товарах западного цветочного трипса, табачную белокрылку, клеверного минера и других вредителей. Ведомство решило досматривать и проводить лабораторную экспертизу в отношении каждой ввозимой партии, что для скоропортящегося товара означало запрет на ввоз.
Теперь голландских товаров поступает на наш рынок гораздо меньше. Среди главных позиций в импорте – жиры и масла, яйца, какао, продукты переработки овощей и корма для животных.
Сейчас Германия вышла в лидеры среди стран ЕС по продовольственным поставкам в Россию, хотя и сократила их почти на 34%. Объем ее импорта в 2016 году составил около $1 млрд. После введения эмбарго немцы почти полностью переключились на поставки готовых пищевых продуктов, напитков и табака: их импорт составил $741 млн – 74% от всего объема поставок продовольствия в РФ.
Аналогично поступили и итальянцы, чьи поставки упали на 41,3% – до $763,8 млн. Теперь больше 70% ввозимых из Италии в Россию продуктов занимает различная готовая продукция. Кроме полюбившихся россиянам макарон, к нам привозят итальянские вина, табак и какао.
Если главным импортёрам все еще есть, что предложить российскому рынку, то у других стран с этим явные проблемы. Так, например, антирекорды поставили страны Прибалтики.
Импорт продовольствия из Латвии упал больше всего – на 81,7%. Мы лишились латвийского молока, сыра и рыбы. Теперь перечень ввозимой продукции сократился до кофе, сахара, семян, спиртных напитков и различных фруктовых и овощных консервов.
На 76% меньше к нам ввезли продуктов из Литвы, но ассортимент ее поставок все же шире. Литовцы к нам везут муку, пшеницу, крахмал, хлеб, пиво и сигары. Эстонцы сократили импорт на 71% и переключились на растительные масла, консервированные фрукты и овощи и алкоголь.
Финны в прошлом году ввезли на российский рынок продуктов на 75% меньше, чем в 2014 году. Вместо рыбы и сыра россиянам приходится довольствоваться мукой, зерновыми, кондитерскими изделиями шоколадом и фруктовыми и рыбными консервами из Финляндии. Вместе с тем, финнам удалось нарастить импорт консервированной сельди – в 7,8 раза, зерновых – в 7,5 раза, растительных жиров и масел – в 9 раз.
Меньше всех от эмбарго пострадали страны Центральной части Европы: поставки из Венгрии упали на 37%, из Австрии – на 33%, из Чехии – на 29,6%. В структуре импорта продовольствия из этих стран было меньше товарных позиций, которые оказались под запретом. Однако и они теперь стали поставлять несколько иной ассортимент товаров. Как и многие другие страны, они стали ввозить в Россию консервы, алкоголь, сигары, а также продукцию, которая используется в непищевых целях – семена, живые растения и корма для животных.