Что такое CMR? Международная товарно-транспортная накладная
Для международных перевозок используется товарно-транспортная накладная особой, международной формы (CMR). Составляется она в трех экземплярах, подписанных отправителем груза, а также перевозчиком. Отдельные страны требуют дополнительный экземпляр для тарифного контроля.
Если груз везут несколько машин, или в одной машине – несколько разных грузов, количество экземпляров документов определяется числом машин или видов груза. Перевозка опасных грузов должна отражаться в накладной: упоминается вид опасности и меры безопасности.
Принимая груз, перевозчик внимательно его проверяет и только тогда подписывает накладную, на втором экземпляре проставляя собственное имя с адресом. Если CMR-накладная не имеет никаких отметок перевозчика, это считается подтверждением того, что на момент приемки груза перевозчиком он был внешне исправен.
Международная транспортная накладная CMR содержит типовые данные, как и российские документы – информацию об отправителе и перевозчике, месте принятия груза и адресе его доставки с наименованием получателя. Кроме того, указывается характер груза и упаковки его, связанные с перевозкой платежи (таможенные и иные), инструкции по прохождению таможни.
Если на груз оформляется накладная CMR, бланк может также содержать указания о запрете перегрузки, стоимость груза, сумму оплаты во время сдачи груза, а также инструкции о страховании груза, ожидаемый срок перевозки и список документов, полученных перевозчиком.
Заполнение CMR-накладной производится по определенным правилам.
П.1 – данные отправителя груза и координаты контактного лица отправителя на случай возникновения вопросов по дороге.
П.2 – данные получателя груза и координаты для связи на случай появления вопросов или при поиске офиса в стране назначения.
П.3 – адрес и телефон разгрузки, не всегда совпадающий с адресом получателя (филиал или магазин).
П.4 – дата и место погрузки.
П.5 – список приложенных документов – сертификатов качества, ветеринарных, карантинных и т.д.
П.6 – обозначения по ДОПОГ, если груз представляет собой опасность.
П.7 – количество мест данного груза. Чаще всего грузы перевозят на поддонах, и перевозчику удобнее всего, если в данном пункте будет указано число поддонов – тогда их совсем несложно пересчитать.
П.8 – вид упаковки – ящики или картонные коробки, мешки, бочки и т.п.
П.9 – название груза.
П.10 – классификационный код груза.
П.11 – вес брутто.
П.12 – объем груза в кубометрах.
П.13 – указания грузоотправителя, данные контракта (номер и дата), данные лицензии на вывоз. Эти документы должны уже быть на таможне или передаются перевозчиком в конверте. Поэтому в этой графе и изображен конверт. В нижней части этого же пункта приводится стоимость груза, которая объявлена.
П.14 – приводится госномер полуприцепа, если его возвращают из-за границы.
П.15 – условия оплаты поставляемого товара в соответствии с контрактом.
П.16 – данные перевозчика (обычно штамп).
П.17 – данные следующего перевозчика, если их несколько.
П.18 – отметки перевозчика о состоянии груза и упаковки. Если эти отметки отсутствуют, значит, перевозчик принял груз в полном порядке. Отметки проставляются в первом экземпляре и за счет самокопирующей бумаги остаются на всех экземплярах. Первый экземпляр документа остается у отправителя, и впоследствии перевозчик уже не имеет права делать новые пометки в остальных экземплярах.
П.19 – заполняет отдел расчетов, или он остается не заполненным.
П.20 – особые условия перевозки: температура в холодильной камере, ограничение скорости движения, если груз опасный и т.д.
П.21 – название населенного пункта, в котором была составлена CMR, и дата составления.
П.22 – время начала и завершения погрузки, заверенное штампом. Здесь же указывается номер путевого листа, проставляется штамп предприятия, перевозящего груз, и фамилия водителя.
П.23 – подпись водителя, подтверждающая, что он договор на перевозку подписал, и что условия данного договора его устроили.
П.24 – время начала и окончания разгрузки. На третьем-четвертом экземплярах документа проставляются отметки о получении груза. Если во время сдачи груза проверка веса и количества мест выявила недостачу, или груз был поврежден либо испорчен, об этом проставляются соответствующие отметки во втором-четвертом экземплярах накладной. Одновременно составляется акт разгрузки или получения, где отмечается количество груза, испорченного или недостающего. Подписывают акт грузополучатель, перевозчик и представитель торговой палаты или таможни.
П.25 – госномера тягача и полуприцепа, перевозивших груз.
П.26 – марки и модели тягача и полуприцепа.
Пункты 27,28 и 29 оставлены для заполнения отделом расчетов.