Формула оптимального заказа и подводные камни
Логисты часто задаются вопросом: как рассчитать формулу оптимального заказа? В теории и литературе имеется достаточное количество формул как общих, так и со спецификой отрасли. Но теория — это одно, а практика — это совсем другое.
В идеальных условиях: постоянный спрос, поставка в определенные сроки, отсутствие сезонности, качественный производитель и т.д. Формула будет иметь следующий вид:
Оптимальный Заказ = Среднемесячные Продажи / Количество Доставок в Месяц + Запас – Складской Остаток.
Но это все — в идеальных условиях. Если ваши продажи носят сезонный характер, то придется учитывать этот фактор, как и загрузку, и сезонность производителя, изменение товарной линейки. Еще неплохо иметь в виду тренды рынка по поставляемым вами товарам. Для каждого рынка и региона формула будет обрастать подробностями и деталями.
Вот только тут возникает вопрос. Почему оптимальный заказ должен рассчитывать логист? Разве это не работа отдела маркетинга? Ранее в СССР маркетинговый отдел назывался отделом экономического планирования и занимался тем, что рассчитывал сколько товара должно быть на складе, сколько заказано, сколько может быть продано, а сколько списано, риски, прибыли и т.д.
Логист не должен рассчитывать количество товара для заказа, он должен получить эту цифру от маркетолога, и рассчитать способ доставки, учитывая загрузку склада и возможности перевозчиков, вложившись в установленные сроки. В неправильном распределении обязанностей и есть главный подводный камень оптимальной формулы заказа.