1
4 мая 2017

Scania против Volvo: Великая алмазная битва самосвальщиков-дальнобойщиков



Дальнобойный карьерный самосвал? Да, бывает и такое. Причем в России. Совершенно уникальные «магистральные» самосвальные автопоезда в Якутии уже третий год испытывает АЛРОСА. Какие, как и зачем? Об этом наш рассказ.

Бывает так, что новое алмазоносное месторождение и перерабатывающий руду завод разделяют полторы сотни километров первозданной тайги. Именно с такой ситуацией столкнулась АЛРОСА. Долго просчитывали, как доставлять руду. В качестве промышленного транспорта рассматривались грузовые подвесные канатные дороги, конвейеры, огромные карьерные самосвалы, троллейвозы и дизель-троллейвозы, железнодорожный транспорт. В итоге выбор пал на «магистральные» самосвальные автопоезда.

1. Даже по своей внешней концепции «алмазные» автопоезда необычны, и ни на что прежде применявшееся в России не похожи. Но такими они стали не сразу. Был эволюционный путь, в котором переплелись сразу несколько научных дисциплин — геология, география, логистика, экономика.

Для того, чтобы понять, каким был этот путь, почему он был таким и к чему ведет, необходимо понять особенности тех мест, где эти автопоезда эксплуатируются. С географическо-геологических деталей и начнем.



2. Итак, добро пожаловать в Якутию, самое крупное административно-территориальное образование в мире. Она больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан. Но населенных пунктов тут не много.



3. В городе Удачный, расположенном в 1100 км к северо-западу от Якутска, проживают меньше 12000 человек. Однако, по якутским меркам это именно город, причем немаленький. Видите промышленные постройки на заднем плане?



4. Это Удачнинский горно-обогатительный комбинат — градообразующее предприятие.



5. А это главное «рудное тело», разработкой которого занимается ГОК — карьер «Удачный». В алмазодобывающей промышленности такие геологические объекты обозначают термином «кимберлитовая трубка».



6. Трубка «Удачная» скромно является крупнейшим месторождением алмазов на планете. Карьер «Удачный» имеет размеры 1600 х 2000 м, а глубина достигает 640 м. Этот карьер уже выработан. Добыча открытым способом остановлена. Но шахтным методом здесь продолжают копать.



7. Та порода, которую здесь добывали прежде открытым, а теперь шахтным способом перерабатывается на обогатительной фабрике №12, расположенной здесь же, в Удачном. «Аппетиты» фабрики огромны и сырья из шахты для нее недостаточно.



Собственно, необходимость в новом сырье для этой фабрики и вызвала к жизни те самые автопоезда.

8. Параллельно с завершением открытой добычи на трубке «Удачная» начали разрабатывать другой карьер — кимберлитовую трубку «Зарница». Это месторождение находится в 22 км от Удачного. И именно маршрут Зарница – Удачный стал испытательной трассой для автопоездов, о которых мы говорим.



Так что же, большие карьерные самосвалы вытеснены автопоездами? Нет, не вытеснены, а дополнены. И работают с ними в логистической связке.

9. Автопоезда на «дорожных компонентах» не выдержат ударных нагрузок от гигантских экскаваторов. Кроме того, не поднимут руду на поверхность. Максимальный допустимый уклон для автопоездов — 6°. Технологические дороги кимберлитовых трубок имеют больший градус уклона. Так что без больших профессиональных карьерников не обойтись.



10. Огромные специальные карьерники по извилистому серпантину доставляют руду наверх. А на поверхности руду в автопоезда перегружают фронтальными погрузчиками. То есть, по сути, автопоезда выполняют роль челноков-доставщиков.



Но и объемов трубки «Зарница» для перерабатывающей фабрики мало. Главный новый источник сырья для нее находится еще дальше — в 160 км к северо-востоку от Удачного. Речь о Верхне-Мунском месторождении. Открыто оно было в 2007 году.

11. По сути, оно находится в первозданной тайге, где до геологов АК «АЛРОСА» редко ступала нога человека.



Нужна была дорога к месторождению. Строить ее начали 1 ноября 2015 года, когда самосвальные автопоезда, собратьям которых предстоит по ней колесить, уже вовсю испытывались на 20-километровом маршруте Зарница – Удачный.

12. Юридически это не автомобильная дорога, а «временный технологический проезд», поэтому общероссийские ограничения по нагрузке на ось здесь не действуют. Однако этот «временный проезд» АЛРОСА строит «как для себя», применяя такие технологии, которым позавидуют многие сибирские участки федеральных трасс. Например, в «подложке» используется геотекстиль. Полностью готов к эксплуатации «проезд» должен быть к 1 ноября 2017 года.



Вот теперь, разобравшись с географией и геологией, перейдем непосредственно к автомобильной технике.

Концепция автопоездов за три года испытаний и проработки идеи успела пройти интересный эволюционный путь.


13. Первой в бой «ринулась» Scania. Но не одна. «В разведку» вместе со шведами пошел немецко-российский производитель прицепной техники и самосвальный «бодибилдер» Meusburger Новтрак.



Справедливости ради надо отметить, что ни заказчики, ни производители техники поначалу толком не представляли, какие именно нужны автопоезда, и какие нюансы необходимо учитывать. Нужного опыта не было ни у кого. Однако с чего-то начинать надо было.

14. В апреле 2014 года в Удачнинский ГОК пришли два первых автопоезда, состоявших из тягачей-самосвалов Scania R620CB 8x4 EHZ с прицепами Meusburger Новтрак АК-48. Самосвальные кузова с возможностью трехсторонней разгрузки для ускорения сроков поставки были закуплены у фирмы Meiller Kipper. Вероятно, использовались не специально спроектированные, а ближайшие по характеристикам body из «каталога серийной продукции Meiller Kipper». Но монтажом занимался Meusburger Новтрак. В штатном двухзвенном варианте грузоподъемность такого автопоезда составляла 80 тонн.



15. Однако в Якутии экспериментировали и с трехзвенным вариантом сцепки, когда к самосвалу-тягачу пристыковывали уже два прицепа. В этом случае автопоезд вывозил уже 110 тонн руды за рейс.



16. Сразу после первых тестовых рейсов стало понятно, что при разгрузке из-за свойств руды происходит засыпание перевозимой горной породой колес автомобиля и прицепа. Как следствие — порезы шин, и весьма затруднённое дальнейшее движение автопоезда. Так выявилась первая проблема.



Необходимо отдать должное компании Meusburger Новтрак, которая оперативно отреагировала и за свой счет (!) сделала «редизайн» конструкции бортов самосвальных платформ. Монтажные работы велись прямо в ангаре автобазы Удачнинского ГОКа.

17. Так у кузовов стало по два откидных борта с левой стороны. Новый нижний борт при открывании теперь создавал дополнительный «козырек», который отводил «лавину» руды от колес автопоезда.



18. Также именно Meusburger Новтрак подсказал идею со специальной разгрузочной эстакадой. На рудном складе обогатительной фабрики №12 ее изготовили из частей списанных кузовов огромных карьерных самосвалов Caterpillar. Теперь разгрузка руды колесам перестала угрожать.



Выявилась и еще одна проблема, связанная с физико-механическими свойствами руды. Порода «залипала» у правого борта. Стало понятно, что правый борт должен иметь овальную форму во избежание «залипания». Кроме того, стало понятно, что в сформировавшейся логистической схеме трехсторонняя разгрузка совершенно не нужна. Достаточно разгрузки только на левый борт. На основе этих выводов был построен новый автопоезд «второго поколения».

19. Новые совершенно нестандартные самосвальные кузова для автомобиля и прицепа спроектировал и изготовил Meusburger Новтрак. Правая половина кузовов — овальной формы, разгрузка — только на левую сторону, откидные борта — одностворчатые, подвешенные на нижних шарнирах. Открывание / закрывание бортов — автоматическое при подъеме / опускании кузова.



20. Новые автопоезда пришли в Удачный весной 2015 года. Самосвальный кузов для Scania R620 получил обозначение Meusburger Новтрак S4 MK, а трехосный прицеп назывался Meusburger Новтрак AK354S. Внутренний объем кузова для автомобиля составлял 21,1 м3, а объем кузова трехосного прицепа — 25 м3. Грузоподъемность этого варианта прицепа составляла 45 т, всего автопоезда — 85 т.

Прицепа «этого варианта»? А есть другой? Да! Meusburger Новтрак построил сразу две модели. Помимо трехосного прицепа, изготовили еще и четырехосный вариант.

21. Обозначение четырехосного трейлера — Meusburger Новтрак AK472S. Внутренний объем его кузова — 30 м3, а грузоподъёмность — до 58 т. Четыре усиленных оси BPW с допустимой нагрузкой по 18 тонн каждая, шины — «злобные» Michelin 14.00R20 HCS 166/160G. Длина прицепа — 12,5 м. Самосвальный монстр-трейлер!



22. Общая грузоподъемность такого автопоезда уверенно стремится к сотне тонн. А подогрев кузовов есть? Конечно. На обоих вариантах самосвальных прицепов Meusburger Новтрак имеются автономные отопительные установки. Кузова на шасси грузовиков обогреваются выхлопными газами.



С появлением восьмиосной двухзвенной сцепки стало понятно, что именно эта концепция является самым удачным вариантом из всех, что имелись в Удачнинском ГОКе по состоянию на 2015 год. Несколько дополнительных подробностей:

23. Пол и стенки самосвальных кузовов Meusburger Новтрак сделаны из стали Hardox 400 толщиной 10 мм. Внутренняя их высота — около 1,5 м.



24. Ширина откидного борта — более метра. В сочетании с конфигурацией разгрузочной эстакады вероятность засыпания колес горной породой теперь исключена полностью.



25. Звенья автопоезда разгружаются не одновременно, а последовательно — сначала грузовик, затем прицеп. Подъем/опускание откидных бортов кузова, напомним, автоматическое.



26. Еще через год, примерно в мае 2016-го, в Удачнинском ГОКе появилась еще одна Scania R620. На сей раз в варианте седельного тягача, который буксировал за собой изделие нового участника «конкурса» — подмосковного завода Тонар.



27. На основе своего серийного двухзвенного самосвального полуприцепа семейства Тонар-9540 отечественный производитель создал специальную «АЛРОСА-версию». Грузоподъемность этого поезда — около 120 т. Он пополнил общий парк самосвальных сцепок.



Но к тому моменту на Тонаре работали над воплощением в жизнь, без преувеличения, амбициозного и дерзкого проекта совсем другого автопоезда.

28. Сенсационный, разработанный с нуля автопоезд, состоящий из двухзвенного полуприцепа Тонар-95405 и седельного тягача Тонар-45252, был собран в августе, а в сентябре 2016 года прибыл в Удачный.



Тот факт, что МЗ «Тонар», когда-то начинавшийся как кооператив по выпуску ларьков на колесах, теперь может проектировать и изготавливать полностью оригинальные не только трейлеры, но и тяжелые тягачи — особо примечателен.

29. Длина «состава» — 26 м, ширина — более 3 м, высота — около 5 м, грузоподъемность — 130 тонн, объем кузовов — порядка 70 м3. Автопоезд-уникум, автопоезд — мегамонстр. Естественно, Тонар возлагает на эту сцепку особые надежды. По грузоподъемности Тонар — безусловный лидер «гонки».



Борьба за престижный контракт еще больше обострилась, когда с разницей буквально в пару недель в Удачный прибыл новый игрок. В борьбу включился извечный соперник Scania — Volvo Trucks.

30. В партнерстве с московским кузовщиком «ИнтерПайп Ван» были построены два автопоезда, по концепции повторяющие 8-осный вариант, «выстраданный» Мойсбургером. Но здесь совершенно другое шасси, и другой «бодибилдер».



Конечно, у тандема Volvo / IPV было определенное преимущество перед дуэтом Scania / Meusburger Новтрак. Уже существовал опыт, уже были понятны нюансы. По крайне мере, концепцию не надо было вырабатывать с нуля. Между шведскими марками «война» теперь идет не за концепцию сцепки, а за надежность работы систем и агрегатов в экстремальных условиях.

31. Этот Volvo c двигателем в 750 л.с., вероятно, первый четырехосный самосвальный New FH16 в России. Обозначение самосвального кузова — ИПВ 6832АС. Внутренний объем кузова — около 21 м3.



32. Самосвальный прицеп носит обозначение ИПВ 8590FG. Внутренний объем кузова — около 30 м3. Грузоподъемность — около 51 т. Оси — 18-тонные BPW, шины — Michelin XZL 14.00 R20.



Про шины ремарочка:


33. Именно такие шины Michelin XZL 14.00 R20 долгое время использовала команда «КАМАЗ-Мастер». Начиная с Дакара'2017 «КАМАЗ-Мастер», правда, ездит уже на Continental, но Michelin XZL продолжают использовать многие «грузовые» раллийные команды мира.



Итак, все «конкурсные» автопоезда изготовлены и опробованы. Дорога на Муну для них тоже почти готова.

34. Тестовый прогон магистрального самосвального автопоезда уже состоялся. 24 января 2017 года из Удачного в Муну по временному технологическому проезду отправился первый автопоезд с 45 «кубами» щебня для отсыпки площадок вахтенного поселка. На обратном пути поезд привез первые 50 тонн руды, добытой на Верхне-Мунском месторождении.



35. Почти все готово для запуска проекта. Уже в самое ближайшее время АЛРОСА объявит победителя «конкурса» самосвало-поездо-строителей. Кто победит? Самое время делать ставки!



36. Мы рискнем предположить, что львиная доля заказа на самосвальные шасси достанется Volvo Trucks. Вероятно, изготовление надстроек и прицепов как-то распределят между заводами Meusburger Новтрак и InterPipe VAN. А, возможно, будет и один поставщик.



Очень нам интересна судьба Тонаровского мега-поезда. Есть ли у него шанс «размножиться»? Здесь пока не решимся выдвигать версии. Подождем официальных результатов. Как только они станут известны — мы дадим новость.

В нынешнем году с Верхне-Мунского месторождения должно быть вывезено 75 тысяч тонн алмазоносной руды. Полная проектная мощность этого месторождения составляет 3 миллиона тонн руды в год. Выход на проектную мощность запланирован на 2019 год, а добыча там будет вестись как минимум до 2043 года. Предстоит разработать как минимум четыре кимберлитовые трубки.

Сколько для этого нужно автопоездов? Это как раз известно — около семи десятков. Планируется, что в транспортном цикле по доставке руды на расстояние в 160 км будут задействованы 67 или 68 автопоездов. А с освоением других удаленных месторождений в районе потребность в таком транспорте возрастет.

Фото: АЛРОСА Источник: Машинный парк

8 комментариев
Сергей Масолбасов 4 мая 2017, 17:51 0
ничего не понял. А кто в итоге победил?
Роман Видунов 4 мая 2017, 17:51 +1
победила дружба))
Александр Зубков 5 мая 2017, 11:39 0
победил камаз))))
Влад Попович 5 мая 2017, 17:33 0
весьма патриотично
Алексей Кх 5 мая 2017, 12:10 +1
А не дешевле новый комбинат и жильё поближе к трубкам построить?
Александр Сергеев 5 мая 2017, 17:34 0
Видимо, что нет
Антон Поспелов 6 мая 2017, 10:05 0
70-ть машин это не так уж и много…
Михаил Целуйко 7 июля 2017, 16:06 0
Водителей уже набирают.

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир