«Водителю остается только ждать, когда ему помогут»: вся правда о работе на «зимниках»
ЯНАО – уникальный российский регион, богатый месторождениями газа и нефти. Грузы завозят на месторождения, которых в ЯНАО насчитывается больше сотни, круглый год. Мы попросили учредителя транспортной компании ООО «Евразия-Транс» Петайкина Владимира рассказать об особенностях доставки грузов к месторождениям ЯНАО и соседних регионов.
— Здравствуйте, Владимир, расскажите, если заказчику нужно отвезти груз на какое-либо месторождение ЯНАО, лучше делать это зимой или летом?
— Доставка грузов на нефтяные и газовые месторождения ЯНАО не прерывается круглый год, но один и тот же груз, который можно доставить с декабря по май по зимнику, в другое время года уже придется везти или на барже по рекам, или на вертолете. Поэтому многие логисты стараются завезти грузы по зимникам автотранспортом в зимний период.
Асфальтированных дорог, проложенных на месторождения ЯНАО, как правило, нет. Поэтому, такие перевозки всегда требуют индивидуального подхода и тщательной проработки маршрута. На это могут влиять многие факторы, сезонность, характер груза, быстрота доставки, и конечно же, особые просьбы клиента.
Наша компания Евразия-Транс довольно часто прибегает к смешанной перевозке или мультимодальному способу доставки груза на месторождения. Это тот случай, когда мы привлекаем к перевозке два и более видов транспорта.
— Зимники чем-то отличаются друг от друга? Или особых отличий нет?
— Каждый зимник по-своему уникален, и те, кто возят по ним грузы, знают «характер» каждого и учитывают его особенности при перевозке груза. А вообще зимники бывают двух видов. Это может быть просто набитая «Уралами» колея в снегах. А может быть дорога, проложенная с помощью специальной техники. Основную часть такой работы выполняют бульдозеры, а потом зимник равняет так называемая «волокуша» — трактор типа к-700 с привязанными трубами или с большими тракторными колесами. После прокладки зимника таким методом получается укатанная зимняя дорога.
— Сколько длится «зимний» сезон в ЯНАО? Когда грузы можно везти по зимникам?
— Перевозка грузов по зимникам ориентировочно длится с декабря по май, все зависит, конечно, от погодных условий и от того, когда начинают намораживать ледовые переправы, но лучше говорить о конкретных зимниках, время их открытия и закрытия может отличаться на несколько недель.
— По каким зимникам идет наиболее плотный поток грузов?
— Наиболее востребованы для перевозки грузов зимники «Аксарка – Салемап – Панаевск – Яр-Сале» — протяженность 170 км, разрешенная максимальная масса 30 тонн; «Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги» — протяженность 320 км, разрешенная максимальная масса 30 тонн; «Салехард – Надым»- протяженность 180 км, разрешенная максимальная масса 30 тонн; «Уренгой – Красноселькуп», здесь разрешенная максимальная масса – от 3,5 до 25 тонн. Также большой поток грузов идет по Ванкорскому зимнику.
— Сколько всего зимников в ЯНАО?
— Самые распространённые я уже называл, а так зимников в ЯНАО очень много. Вообще, ситуация каждый год может меняться, даты открытия и закрытия, протяжённость зимников и их количество – все это величины переменные. Закрываются или открываются новые месторождения и приходится прокладывать новые зимние дороги или по каким-то причинам могут не открыть какие-то зимники вообще. Такую информацию можно узнать на административных сайтах округа.
— С какой скоростью разрешено передвигаться по зимникам?
— В основном скорость движения по зимникам – 50 км/час.
— Что Вы можете рассказать о Ванкоре?
— Ванкор или Ванкорское нефтегазовое месторождение, — одно из крупнейших месторождений нефти и газа на севере России. Для разработки группы ванкорского месторождения был построен поселок вахтовиков Ванкор, компанией «Ванкорнефть» — дочерним предприятием «Роснефти».
В Ванкорскую группу входит несколько месторождений, среди которых можно назвать Большехикиглинское, Лодочное, Тагульское, Сузунское и д.р., которые находятся на севере Туруханского района Красноярского края.
Если заказчику требуется доставить груз на конкретную скважину, то он указывает номер куста.
— Что такое «куст»?
— Так принято называть конкретную скважину месторождения, которая имеет свой порядковый номер: куст-1, куст-2 и т. д. Поэтому обычно обговаривается доставка до конкретной скважины, например, говорят о том, что груз нужно доставить на Месторождение Лодочное, куст-156.
Перевалочным пунктом по пути грузов, идущих на Ванкор, является Коротчаево, туда груз можно отправить по железной дороге или автотранспортом. Отсюда груз переправляют через реку Пур. Река Пур связывает между собой мкр. Коротчаево и п. Уренгой. Зимой работает ледовая переправа, а летом переправа понтонная.
— Когда открывается ледовая переправа?
— Конкретных сроков нет и быть не может, все зависит от погодных условий. Нужно чтобы на реке встал лед, затем ледовые переправы намораживаются водой — чтобы открыть движение раньше, чем лед на реке достигнет нужной толщины. По всей длине дороги снег поливается водой специальной техникой — чтобы образовать твердую ледяную поверхность, выдерживающую тяжелый грузовик. Как правило, ледовая переправа через р. Пур открывается в начале декабря.
— Сколько стоит переправить груз на другой берег?
— Цена за ледовую переправу фиксированная в отличие от понтонно-мостовой и стоимость в период 2016-2017 гг. составила 5000 рублей. Летом используют понтонно-мостовую переправу, стоимость проезда по которой зависит от тоннажности проходимой техники. Цены на 2017 год уже известны. Для автотранспорта массой от 10 до 20 тонн стоимость будет составлять примерно 11 000 руб. с НДС, для массы от 20 до 25 тонн примерно 20 000 руб. с НДС.
— Зимник начинается сразу после переправы?
— Нет, переправа соединяет Коротчаево со старым Уренгоем, а дальше начинается бетонная автодорога на север до поселков Новозаполярный, Газсале и далее – до поселка Тазовский. По этой бетонной автодороге можно проехать в любое время года, но чтобы добраться до Ванкора, надо повернуть на зимник. По нему можно проехать, как я уже говорил, только зимой.
— Когда начинает работать этот зимник?
— Зимники начинают подготавливать с ноября и открывают как правило в декабре. В это время можно начинать возить автомобильным транспортом грузы. Заканчивает зимник свою работу в апреле – мае. Все зависит от погодных условий. В марте-апреле зимник начинает уже таять и проезжать по нему становится все сложнее.
— А зимой по зимнику может проехать любая грузовая техника?
— Почти, но в основном используют технику повышенной проходимости, это Уралы, КАМАЗы, МАЗы, грузовики иностранного производство хотя бы с двумя мостами. Случается, что по зимнику пытаются проехать на шоссейных грузовиках. Заканчивается это тем, что техника застревает в снегу или на крутом подъеме и водителю остается только ждать, когда ему помогут проезжающие мимо вездеходы. К счастью, поток грузов здесь достаточно плотный, и через несколько часов бедолагу обычно выручают. Дело в том, что некоторые зимники имеют крутые подъемы, из-за этого проезд по зимнику делается еще сложнее, поэтому и машины должны быть соответствующие. Простым шоссейным грузовикам там, конечно, не место. Кстати, на некоторых подъемах зимника дежурит гусеничный трактор, который может придти на помощь.
— Можно ли по зимникам перевозить негабаритные грузы?
— Да, мы используем те же Уралы для перевозки негабаритных грузов. Главное, чтобы вес соответствовал ограничениям самого зимника.
— Нужны ли специальные разрешения для того, чтобы провезти груз на Ванкор?
— В самом начале зимника есть КПП, через которое охрана «Ванкорнефти» пропускает только машины, имеющие специальное разрешение. Въезд на зимник не общедоступен. А дальше уже никакие разрешения не нужны.
— А если требуется перевезти груз летом, после того как зимник уже закрыт?
— Летом на Ванкор можно завести груз только на вертолетах из Игарки, Коротчаева (Новый Уренгой) или Тарко-Сале. Вообще вертолетом груз можно доставлять на месторождения круглый год, в том числе и зимой, однако, и стоить это будет других денег. Также летом груз можно отправить по реке на барже через Красноярский речной порт, куда летом наша компания также осуществляет доставку груза автотранспортом. Далее груз идет по Енисею, а потом по реке Большая Хета. Но надо учитывать, что баржа ходит не всегда, это зависит от уровня воды в реках.