"Какой маршрут фуре дорисуют, если она до этого побывала уже в нескольких областях?" или Что думают транспортники о новых законах "Платона"
Минтранс планирует «дорисовывать» маршруты тем водителям, которые выключат бортовые устройства, проезжая под рамками системы «Платон». «Логирус» поинтересовался у директора транспортной компании «Каспико» Виктора Алымова, поможет ли предлагаемая Минтрансом мера сократить количество неплательщиков. Карголинк полностью публикует текст интервью спикера.
– Проблема с невключением автомобильных регистраторов системы «Платон» действительно есть: одни водители включают бортовые устройства в Подмосковье, другие – при подъезде к рамкам или приближении машины «Платона», потому что водители общаются по рации, – пояснил собеседник «Логируса».
По словам Алымова, предстоящее повышение тарифа и одновременно отсутствие 100-процентной собираемости платы за проезд 12-тонников повышает градус возмущения автотранспортников.
Увеличивается нагрузка на тех перевозчиков, которые и так платят, а на тех, кто игнорирует, – нет. И новое предложение Минтранса ситуацию не изменит.
«Дорисовывание» маршрутов, что предлагает сейчас разработчик, вызовет массовые попытки опротестовать такие решения», – уверен собеседник «Логируса». – Допустим, фура выехала из Астраханской области. К Волгограду есть два пути – по федеральной трассе через Нариманов и альтернативный маршрут по муниципальной дороге через Харабали с выездом на Волжский. Если бортовое устройство включить в Волгоградской области или даже за ее пределами, как посчитает система? Сможет правильно определить, по какой дороге двигалась фура? Как она доначислит? – рассуждает директор компании.
– Прибор был выключен, потом вдруг появился в Московской области. Откуда приехала фура? Как система это определит? По последнему включению? А если последнее включение было на выезде из Московской области? Какой маршрут фуре дорисуют, если она до этого побывала уже в нескольких областях?
Собеседник «Логируса» отметил, что система взимания штрафов с нарушителей действительно не отработана. Остановив большегруз, инспектор Ространснадзора не может получить информацию в автоматическом режиме. Для этого нужно сделать звонок и попросить проверить перевозчика по базе.
«Какой инспектор это будет делать?! Даже если он и найдет информацию, ему проще договориться с нарушителем – коррупция с дорог никуда не ушла», – посетовал Алымов.
– Пока рамки в автоматическом режиме не будут фиксировать все нарушения, пока в автоматическом режиме не будут выписываться штрафы, невзирая на названия компаний и фамилии их владельцев, порядка не будет, – считает собеседник «Логируса».
По сути, идет борьба с легальным бизнесом, нелегальный – никого не интересует
Законопослушные перевозчики «крайне возмущены», и многие из них ищут способы не платить после повышения тарифа вдвое.«За прошлый год я заплатил около двух миллионов. Почему я плачу, а сосед с таким же парком не соблюдает букву закона, не платит и продолжает ездить? Почему он получает преимущество в несколько миллионов рублей, если тариф для него и для меня на бумаге одинаков? Почему мы в таком неравном положении, не говоря уже о том, что система «Платон» изначально призвана бороться с «серым» рынком перевозок?» – возмущается глава компании.
– Информационного обмена с налоговой сегодня нет, – продолжает собеседник «Логируса». – Налоговая не привлекает к ответственности владельцев транспортных средств, которые не стоят на учете, но осуществляют перевозки. И новое предложение Минтранса – очередная нагрузка на легальный бизнес. У нас уже нет сил! По сути, идет борьба с легальным бизнесом, нелегальный – никого не интересует. Мы уже устали об этом на всех площадках говорить, будь то Торгово-промышленная палата, или встречи с губернатором, с правительством… Мы просим их помочь, убрать «серый» рынок, создать для всех перевозчиков равные условия, тогда и бюджет будет наполняться. Поэтому эти изменения в правила взимания платы – никак не мера для улучшения ситуации.
Сейчас начисления в системе «Платон» перевозчики не могут проверить по карте. Только самостоятельно посчитать по координатам точек начала отсчета и окончания движения. – Как я могу эти координаты переложить на карту? Вручную? Сколько на это нужно потратить времени? И после принятия этого постановления маршрут не нарисуют – опять покажут нам координаты, мы будем опять на картах забивать начальную и конечную точки, а потом доказывать, ездили мы здесь или не ездили.
К кому штрафы пойдут? Опять ко мне. Потому что где-то прибор некорректно работал или еще что-то. Эти штрафы ко мне пойдут за тех, кто не установил прибор. Непонятна мне такая ситуация, такая «борьба», которая, на мой взгляд, не приносит никакого должного эффекта. Чиновники далеки от наших просьб, от наших потребностей. Либо далеки, либо действительно система не готова, и они не могут… – полагает Виктор Алымов.
В Европе или в Белоруссии все платят, там нет уклонистов, приводит пример собеседник «Логируса».
«Если там не заплатишь, тебя вычислят в ближайшие 10–15 километров. И любой контролер, кинувшийся тормозить такую фуру, не будет договариваться с водителем, потому что ему о проблеме сообщила СИСТЕМА. И эту проблему перевозчик должен документально подтвердить, если она есть, а потом ему выпишут протокол. Вот и все! А у нас сегодня ищут, как ужать, как вот здесь что-то придумать и еще вот здесь… А где контроль? Где 100-процентное взимание платы со всех без исключения?» – задается вопросами директор транспортной компании.
Чиновники далеки от наших просьб, от наших потребностей. Либо далеки, либо действительно система не готова, и они не могут…
– У нас в области одна рамка стоит, – уточняет собеседник «Логируса». – Да она есть, и я уверен, что РТИТС собирает данные. Спецмашина движется по трассе – я ее видел, тоже что-то фиксирует. Где эти данные? Ну не верю я, когда половина перевозчиков не платит, а штрафы приходят единицам… Мне кажется, что даже 60-процентной собираемости нет. Где-то в районе половины. За счет законопослушных. На кого кладут, как говорится, тот дальше и везет.
По мнению Алымова, решить проблему неплатежей можно только при помощи рамок и штрафов за нарушения в автоматическом режиме.
«Такой режим однозначно нужен, потому что человеческий фактор необходимо исключить», – полагает перевозчик. – Кроме этого, в системе «Платон» нужна возможность сверки, тогда как сейчас есть сомнения. У меня по парку примерно одинаковые среднемесячные начисления – плюс-минус десять тысяч рублей. А бывает так, что часть машин не ездила в рейс, какие-то машины выполняли международные перевозки. По ним есть данные о начислениях с точками входа и выхода. Не могу я эти точки с отчета перекладывать. Дайте мне карту! Иначе обжаловать «дорисовывание» маршрутов будет очень тяжело, – уточняет собеседник «Логируса».
В уведомлении Минтранса говорится, что бортовыми устройствами для расчетов пользуются 85% перевозчиков.
«Даже если это так, оставшиеся 15% от «дорисовывания» уйдут, – не сомневается директор компании. – Кроме того, 85% получили бортовые устройства, но ведь никто при этом не запрещает им пользоваться маршрутными картами. Это полученные бортовые устройства, их количество не отражает число реально пользующихся ими. Более чем уверен, что реальная цифра в разы меньше. Люди научились обходить правила».
– Да, маршрутные карты сейчас усложнили, и кто-то перейдет на приборы. Но не 100%. Это бесполезно. Не работает система, нет должного взимания, а без этого законопослушным перевозчикам будет обидно… Прошел год с лишним. За это время можно было как-то отрегулировать все, а вместо этого сегодня узнаем, что система межведомственного обмена не работает! – сетует собеседник «Логируса».
– Мы были и остались законопослушными, а взамен не получили ничего, как, впрочем, и потребители наших услуг, на которых мы переложили стоимость проезда. «Серый» рынок по-прежнему жив, и несправедливая конкуренция тоже – подытоживает Виктор Алымов