Доходы от дорожных штрафов и парковок превысили налоговые сборы с автомобилистов
Впервые взимать штрафы и другие поступления с автомобилистов в Москве стало выгоднее, чем собирать транспортный налог, свидетельствуют итоги его уплаты в этом году. На 1 декабря (крайний срок уплаты налога физлицами в этом году), по данным УФНС по Москве, граждане заплатили в бюджет за свои автомобили 15,2 млрд рублей — на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Зато сборы штрафов и платы за парковку бьют рекорды: в совокупности они принесли бюджету больше, чем традиционный налог. Платные парковки принесли городу 3,86 млрд рублей, а штрафы за нарушения правил дорожного движения — 11,87 млрд рублей. Всего — 15,73 млрд рублей, что на 20% больше, чем год назад.
Эксперты предрекают, что разрыв между собранным транспортным налогом, штрафами и платой за парковку будет только увеличиваться. Суммы транспортного налога будут падать из-за снижения количества налогоплательщиков: кто-то будет отказывается от автомобиля, а кто-то будет пытаться минимизировать налоги, перерегистрируя своё авто в других регионах с более низкими ставками налога.
— Отчасти это произойдёт потому, что нет смысла иметь автомобиль, если стоимость поездок в центр будет увеличиваться, в конце года по ряду столичных улиц плата за парковку возросла до 200 рублей в час, — напоминает глава Российского союза налогоплательщиков Артём Кирьянов. — Кроме того, автопарк будет сокращаться по экономическим причинам, в частности, из-за уменьшения количества желающих купить машину в кредит. При этом крупные штрафы, призванные, теоретически, снижать количество нарушений ПДД, также не будут уменьшаться в количественном выражении, поскольку метод кнута никогда не был действенным в исправлении поведенческих реакций граждан.
Как отмечает Кирьянов, при этом доходы от транспортного налога, сборы за парковку и штрафы не покрывают расходы на дорожную составляющую столицы. Парковка и штрафы — методы психологического давления на граждан, которые широко применяются, с его точки зрения, в отсутствие внятного и вменяемого плана реконструкции транспортной системы, удобной для водителя и не создающей дополнительной финансовой нагрузки.
Действительно, пока, например, парковки для бюджета столицы убыточны. С 2012 года столица собрала с автовладельцев около 10 млрд рублей, когда как потратила на проект обустройства парковочных мест больше 16 млрд рублей.
Уменьшение транспортного налога уже сейчас может быть связано с тем, что граждане регистрируют автомобили у родственников в других регионах, отмечает руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе. Например, налог за автомобиль мощностью 250 л. с. в столице надо заплатить более 20 тысяч рублей, а Республике Дагестан — только 6,2 тыс. рублей в год.
— Снижение сборов транспортного налога является косвенным признаком того, что московские автомобилисты ищут способы сокращения фискального бремени (идёт ли речь о перерегистрации машины в более «дешёвом» регионе, или о радикальной мере в виде отказа от уплаты налога), — говорит он. — Стоимость владения автомобилем в столице за последний год ощутимо выросла, повышение данного показателя связано как с влиянием дополнительных сборов, так и с побочным эффектом от улучшения администрирования штрафов за нарушение правил ПДД.
В Департаменте финансов города Москвы с этой точкой зрения не согласны. Хотя данных за 2016 год ещё нет, количество автомобилей в городе увеличивается, подчёркивают в мэрии. Так, по её данным за 2015 год, количество зарегистрированных транспортных средств в столице составило 4 190,2 тыс. единиц, в то время как за 2014 год — 3 792,0 тыс. единиц (+10,5 процентов). Поэтому в департаменте надеются, что до Нового года сборы транспортного налога вырастут.
— По итогам 2016 года ожидается поступление доходов в объёме 18 млрд рублей, что соответствует уровню поступлений прошлого года, — говорит официальный представитель департамента. — Более позднее поступление транспортного налога от физических лиц обусловлено переносом срока уплаты до 1 декабря текущего года (в 2015 году – до 1 октября 2016 года).
В ФНС, впрочем, предупреждают, что, даже если житель Москвы перерегистрирует свой автомобиль в другом регионе, платить он должен по столичным ставкам.
— Согласно Налоговому кодексу, уплата транспортного налога осуществляется по месту жительства (месту нахождения) налогоплательщика и не зависит от места регистрации транспортного средства в том или другом субъекте Российской Федерации, — отмечает официальный представитель ФНС России. — Таким образом, житель города Москвы, зарегистрировавший транспортное средство в органах ГИБДД других субъектов Российской Федерации, должен уплачивать транспортный налог по налоговым ставкам, действующим на территории г. Москвы, а не по налоговым ставкам в регионе — месте фактической регистрации транспортного средства.