Регионы просят "Платон"
Минтранс поддержал предложение о вводе платы за проезд по региональным трассам и созданию региональных систем наподобие «Платона».
Во вторник 25 октября состоялось заседание общественного совета Минтранса, на котором обсуждали дальнейшее развитие системы «Платон». Там прозвучало и предложение о том, чтобы создать региональные подобия «Платона» и начать брать деньги за проезд по трассам регионального значения так же, как сейчас это делают на федеральных трассах.
Озвучил идею генеральный директор ассоциации территориальных органов управления автодорогами РАДОР Игорь Старыгин, отметивший, что после введения «Платона» возросла нагрузка на региональные дороги: «Опасения, которые были у дорожников, что часть транспорта переедет в результате на региональные дороги, оправдались. Например, дороги Краснодарского края раньше были одними из лучших. Сегодня зерновозы из Ставрополья, Ростовской области идут к черноморским портам по региональной сети. В результате там уже колея 5-15 см.» Глава Минтранса Максим Соколов поддержал предложение: «По большому счёту это правильно.»
Запуск «Платона» в ноябре прошлого года спровоцировал массовые акции протеста. В результате переговоров удалось достичь компромиссного решения, снизив ставку для грузовых автомобилей тяжелее 12 тонн с 3,72 до 1,50 руб. за километр. За 9 месяцев этого года поступления от «Платона» составили 15,8 млрд рублей, из которых 10,8 млрд были направлены в регионы на ремонт региональных трасс. Как сообщили на заседании представители Минтранса, на данный момент в нормальном состоянии поддерживаются 39% региональных трасс и 55% дорог местного значения. В Минтрансе и Росавтодоре заявляют о намерении повысить тариф до 3 руб./километр, соответствующее обращение уже направлено в правительство.
Соколов отметил, что практика взимания платы за проезд существует во многих странах и тарифы там заметно выше российских: «Сегодня в мире собирают деньги не только с большегрузных автомобилей снаряжённой массой 12 тонн, но с автомобилей массой даже 3,5 тонны, причём тарифы существенно выше, чем в нашей стране. В Белоруссии тариф в среднем 7-11 руб., в Германии — 39 руб., в Норвегии — 73 руб. А мы находимся в дискуссии, стоит ли вводить тариф 3 руб. Конечно, стоит, в том числе и на региональных дорогах.»
Ъ отмечает, что в Госдуме уже находится на рассмотрении законопроект о предоставлении субъектам фдерации права брать деньги за проезд по региональным трассам. Документ внесло в парламент заксобрание Краснодарского края. Он предполагает, что плата будет взиматься только с грузовиков массой свыше 12 тонн. Минтранс и Росавтодор не поддержали проект. Счётная палата тоже дала отрицательное заключение, отметив, что в случае принятия такого закона«возникает риск социальной напряжённости». В то же время о поддержке законопроекта заявили в целом ряде регионов.
Глава профсоюза “Дальнобойщик” Валерий Войтко не соглашается с доводами РАДОР, заявляя, что на региональные трассы из-за введения «Платона» ушло максимум 7% дальнобойщиков: «Это объясняется тем, что в России дорожная сеть по большей части радиально-кольцевая, а значит, доехать из Москвы в Новосибирск или Ростов-на-Дону можно только по федеральной трассе. Если где-то какие-то самосвалы и стали возить песок из карьера по местной дороге, то это не повод говорить, что весь поток переориентировался. Просто многие регионы испытывают жёсткий дефицит бюджета и хотят собрать деньги любыми способами.»
Председатель отделения «Федерации автомобилистов России» в Красноярске Егор Фролов отмечает, что подобное нововведение вызовет ряд негативных последствий: «Мы прекрасно понимаем, что если систему „Платон“ введут ещё регионы и муниципалитеты, то получается, что каждый грузовик, который подключен к системе „Платон“, будет оштрафован, если он передвигается по городу и производит доставку продуктов от магазина до магазина. В том же Красноярске существует много сквозных дворов, и жители всячески пытаются избавиться от того, чтобы их дворы использовались как автомобильные дороги. Чтобы избежать платы, по этим дворам теперь поедут и грузовики. Мало кто задумывается о том, что кроме удорожания товаров опять начнёт загибаться бизнес. Каждое удорожание, будь то транспортный налог, повышение акцизов на топливо, „Платон“, отражается на бизнесе.
С принятием „Платона“ мы, как Федерация автомобилистов России, подозревали, что на этом не закончится, что начнут вводить платные въезды в центры города, взимать плату за проезд транзитных городов. <...> На мой взгляд, включать проезд по таким дорогам в „Платон“ с учётом экономической ситуации нецелесообразно. Увеличится стоимость абсолютно каждого продукта, абсолютно каждой услуги. И, скорее всего, кто-то из бизнесменов, осуществляющих перевозки и доставку грузов в города, просто загнётся. <...>
Надеюсь, что новый состав Государственной Думы не станет поддерживать такую инициативу. Состав обновился, в нём много представителей других партий, например ЛДПР, которая всегда поддерживала автомобилистов.»